Перечень средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — мультимедийные (интерактивные доски, мультимедиа –проекторы); — печатные (учебные и методические пособия, книги, хрестоматии, раздаточный и наглядный материал); — аудиовизуальные (слайды, слайд–фильмы, видеофильмы образовательные, кинофильмы, развивающие фильмы на цифровых носителях); — наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации, магнитные доски); — демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные); — тренажеры и спортивное оборудование и др.. Принципы использования средств обучения: — учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; — гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение обучающегося через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; — учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); — сотворчество педагога и обучающегося; — приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. УМК Категории Образовательные нарушений программы Интеллектуальные нарушения Примерная (умственная адаптированная отсталость) основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17 Комплексные программы и технологии воспитания и обучения Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. –М.: ИНФРА-М, 2016. – 128 с. (скачать) Комплексная программа для детей раннего возраста (от 8 мес. до 2 лет) «Забавушка» / под ред. Е.А. Екжановой. – СПб.: КАРО, 2016 (фрагмент) Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью . – СПб.: СОЮЗ. – 2001 (скачать) Екжанова Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –М.: Просвещение, 2011 (скачать) Расстройства аутистического спектра АООП ДО для детей Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с с РАС особым эмоциональным развитием (ранний возраст). – М.: Теревинф, 2009 (скачать) Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2016 (скачать (вариант 1997 г.) Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям ранним детским аутизмом / сост. И.В. Ковалец. Мн., 1998 (скачать) Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для раоты с детьми, имеющими отклонения в психофизическомразвиии и эмоциональной сфере: Метод.пособие для педагогов общего и спец. Образования. – М.: ВЛАДОС, 2003 (скачать) Бондарь Т.А., Захарова И.Ю. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоциональноволевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. – М.: Теревинф, 2011 (скачать) 100 программ. Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов (скачать) Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И.Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе:практики с доказанной эффективностью. — СПб.: Сеанс, 2018. (скачать) Нарушение слуха (глухие) Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования глухих детей Одобрена решением от 04.03.2019, Протокол №1/19 Леонгард Э.И. Методическое пособие в помощь педагогам, работающим по системе Э.И. Леонгард. – М.: Центр Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих, 2009 Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. – М.: Просвещение, 1991 Носкова Л.П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать: учеб.пособие для дошкольников и мадших школьников. – Смоленск, 1999 Шматко Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников // Дефектология. – 2012. - №3. – С. 45-51 (скачать) Нарушение слуха (слабослышащие) Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей Одобрена решением от 04.03.2019, Протокол №1/19 Воспитание и обучение слаблслышащих детей дошкольного возраста: программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. – М.: Просвещение, 1991 (скачать) Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / под ред. Л.А. Головчиц. – М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2006 (читать) Носкова Л.П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать: учеб.пособие для дошкольников и мадших школьников. – Смоленск, 1999 Нарушение зрения Примерная (слепые) адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей Одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17 Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой. – М.: ООО ИПТК «Логос ВОС», 2006 Фомичева Л.В. Коррекционно-развивающие программы для дошкольников с нарушенным зрением: методическое пособие. – СПб: Международный университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга, 1995 (скачать) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида(для детей с нарушением зрения) / В.А. Бельмер и др. – М.: Экзамен, 2003 (скачать) Комплексное сопровождение слепого ребенка при подготовке к началу школьного обучения: метод.пособие для специалистов, реализующих образовательные услуги для детей с нарушением зрения / под. Общ.ред. Ж.Г. Кульковой. – Челябинск: Цицеро, 2011 Нарушение зрения Примерная (слабовидящие) адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей Одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17 Воспитание и обучение слабовидящего дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой. – М.: ООО ИПТК «Логос ВОС», 2006 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида(для детей с нарушением зрения) / В.А. Бельмер и др. – М.: Экзамен, 2003(скачать) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида(для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 1997 Фомичева Л.В. Коррекционно-развивающие программы для дошкольников с нарушенным зрением: методическое пособие. – СПб: Международный университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга, 1995 (скачать) Никулина Г.В. Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения. – СПб.: «ДетствоПресс», 2004 Нарушение зрения Примерная (косоглазие и адаптированная амблиопия) основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием Одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17 Бернадская М.Э. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методич. пособие для педагогов и психологов, врачей и родителей. – М., 2007 (читать) Жохов В.П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией: метод.пособие. – М.:ВОС, 1989 Фомичева Л.В. Коррекционно-развивающие программы для дошкольников с нарушенным зрением: методическое пособие. – СПб: Международный университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга, 1995 (скачать) Тяжелые нарушения речи (ТНР) Прогаммы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. / под ред. Чиркиной Г.В., - М., 2011 Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программ.-метод. реком. / Т.Б. Филичева и др..- 2е изд. – М.: Дрофа, 2010 Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа) Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В.. – М., 2004 Воспитание и обучение детей с ФФН (старшая группа) Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В.. – М., 2004 Коррекция нарушений речи: Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.) АООП ДО для детей с ТНР Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи Одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17 Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.) (использование двух программ одновременно обусловлено наличием среди контингента детей как с ФНР и ФФНР, так и с ОНР (скачать) Задержка психического развития (ЗПР) АООП ДО для детей с ЗПР Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития Одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17 Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебнометодическое пособие - М.: Гном-Пресс, 2002 (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР) (читать) Екжанова Е.А. Коррекционнопедагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е. А. Екжанова — «КАРО», 2013 (скачать) БаряеваЛ.Б., Вечканова И.Г., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010 (скачать) Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программнометодическое пособие / под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, РАО, 2004 (скачать) Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 1-2/Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003 (скачать кн.1; скачать кн. 2) Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001 (скачать) Нарушения опорнодвигательного аппарата (НОДА) Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата Одобрена решением от 7.12 2017 г. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией первые годы жизни: Методическое пособие. СПб.: КАРО, 2006 (скачать) Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплекснойреабилитации. Монография – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008 (скачать) Левченко И.Ю. , Ткачева В.В. Детский церебральный паралич. Коррекционноразвивающая работа с дошкольниками. – М., 2008 Протокол № 6/17 Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., Академия, 2001 (читать ) Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений: Методическое пособие / сост. И.А. Смирнова / под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб, 1995 (читать)