Перечень-средств-обучения-и-воспитания-приспособленных-для-использования-инвалидами-и-лицами-с-ограниченными-возможностями-здоровья1

Перечень средств обучения и воспитания, приспособленных для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья
— мультимедийные (интерактивные доски, мультимедиа –проекторы);
— печатные (учебные и методические пособия, книги, хрестоматии,
раздаточный и наглядный материал);
— аудиовизуальные (слайды, слайд–фильмы, видеофильмы образовательные,
кинофильмы, развивающие фильмы на цифровых носителях);
— наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации, магнитные доски);
— демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе,
модели демонстрационные);
— тренажеры и спортивное оборудование и др..
Принципы использования средств обучения:
— учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
— гармоничное использование разнообразных средств обучения:
традиционных и современных для комплексного, целенаправленного
воздействия на эмоции, сознание, поведение обучающегося через
визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в
образовательных целях;
— учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа
наглядности, доступности и т.д.);
— сотворчество педагога и обучающегося; — приоритет правил
безопасности в использовании средств обучения.
УМК
Категории
Образовательные
нарушений
программы
Интеллектуальные
нарушения
Примерная
(умственная
адаптированная
отсталость)
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования детей с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
Одобрена решением
от 7.12 2017 г.
Протокол № 6/17

Комплексные программы и технологии
воспитания и обучения
Коррекционная помощь детям раннего
возраста с органическим поражением
центральной нервной системы в группах
кратковременного пребывания: пособие /
под ред. Е.А. Стребелевой. –М.: ИНФРА-М,
2016. – 128 с. (скачать)
Комплексная программа для детей раннего
возраста (от 8 мес. до 2 лет) «Забавушка» /
под ред. Е.А. Екжановой. – СПб.: КАРО,
2016 (фрагмент)
Баряева Л.Б. Программа воспитания и
обучения дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью . – СПб.: СОЮЗ. – 2001
(скачать)
Екжанова Е.А. Программа дошкольных

образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с
нарушением интеллекта. –М.: Просвещение,
2011 (скачать)
Расстройства
аутистического
спектра

АООП ДО для детей Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с
с РАС
особым эмоциональным развитием (ранний
возраст). – М.: Теревинф, 2009 (скачать)
Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг
М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. –
М.: Теревинф, 2016 (скачать (вариант 1997
г.)
Программа индивидуального обучения.
Коррекционная помощь детям ранним
детским аутизмом / сост. И.В. Ковалец. Мн.,
1998 (скачать)
Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое
пособие для раоты с детьми, имеющими
отклонения в психофизическомразвиии и
эмоциональной сфере: Метод.пособие для
педагогов общего и спец. Образования. – М.:
ВЛАДОС, 2003 (скачать)
Бондарь Т.А., Захарова И.Ю. Подготовка к
школе детей с нарушениями эмоциональноволевой сферы: от индивидуальных занятий
к обучению в классе. – М.: Теревинф, 2011
(скачать)
100 программ. Кэтрин Морис, Джина Грин,
Стивен К. Льюс Занятия по модификации
поведения для аутичных детей: руководство
для родителей и специалистов (скачать)
Довбня С., Морозова Т., Залогина А.,
Монова И.Дети с расстройствами
аутистического спектра в детском саду и
школе:практики с доказанной
эффективностью. — СПб.: Сеанс, 2018.
(скачать)

Нарушение слуха
(глухие)

Примерная
адаптированная
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования глухих
детей
Одобрена решением
от 04.03.2019,
Протокол №1/19

Леонгард Э.И. Методическое пособие в
помощь педагогам, работающим по системе
Э.И. Леонгард. – М.: Центр Леонгард по
обучению и социокультурной реабилитации
глухих, 2009
Воспитание и обучение глухих детей
дошкольного возраста: программы для
специальных дошкольных учреждений /
Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко
и др. – М.: Просвещение, 1991
Носкова Л.П. Учимся наблюдать, говорить,
читать, писать: учеб.пособие для
дошкольников и мадших школьников. –
Смоленск, 1999

Шматко Н.Д. Особенности организации
коррекционного обучения
имплантированных дошкольников //
Дефектология. – 2012. - №3. – С. 45-51
(скачать)
Нарушение слуха
(слабослышащие)

Примерная
адаптированная
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования
слабослышащих и
позднооглохших
детей
Одобрена решением
от 04.03.2019,
Протокол №1/19

Воспитание и обучение слаблслышащих
детей дошкольного возраста: программы для
специальных дошкольных учреждений /
Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко
и др. – М.: Просвещение, 1991 (скачать)
Программа воспитания и обучения
слабослышащих дошкольников со
сложными (комплексными) нарушениями
развития / под ред. Л.А. Головчиц. – М.:
УМИЦ «Граф-Пресс», 2006 (читать)
Носкова Л.П. Учимся наблюдать, говорить,
читать, писать: учеб.пособие для
дошкольников и мадших школьников. –
Смоленск, 1999

Нарушение зрения Примерная
(слепые)
адаптированная
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования слепых
детей
Одобрена решением
от 7.12 2017 г.
Протокол № 6/17

Воспитание и обучение слепого
дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой. –
М.: ООО ИПТК «Логос ВОС», 2006
Фомичева Л.В. Коррекционно-развивающие
программы для дошкольников с
нарушенным зрением: методическое
пособие. – СПб: Международный
университет семьи и ребенка им.
Р.Валленберга, 1995 (скачать)
Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений IV вида(для
детей с нарушением зрения) / В.А. Бельмер
и др. – М.: Экзамен, 2003 (скачать)
Комплексное сопровождение слепого
ребенка при подготовке к началу школьного
обучения: метод.пособие для специалистов,
реализующих образовательные услуги для
детей с нарушением зрения / под. Общ.ред.
Ж.Г. Кульковой. – Челябинск: Цицеро, 2011

Нарушение зрения Примерная
(слабовидящие)
адаптированная
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования
слабовидящих детей
Одобрена решением
от 7.12 2017 г.
Протокол № 6/17

Воспитание и обучение слабовидящего
дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой. –
М.: ООО ИПТК «Логос ВОС», 2006
Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений IV вида(для
детей с нарушением зрения) / В.А. Бельмер
и др. – М.: Экзамен, 2003(скачать)
Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений IV вида(для
детей с нарушением зрения). Программы
детского сада. Коррекционная работа в

детском саду / под ред. Л.И. Плаксиной. –
М.: Просвещение, 1997
Фомичева Л.В. Коррекционно-развивающие
программы для дошкольников с
нарушенным зрением: методическое
пособие. – СПб: Международный
университет семьи и ребенка им.
Р.Валленберга, 1995 (скачать)
Никулина Г.В. Готовим к школе ребенка с
нарушениями зрения. – СПб.: «ДетствоПресс», 2004
Нарушение зрения Примерная
(косоглазие и
адаптированная
амблиопия)
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования детей с
амблиопией и
косоглазием
Одобрена решением
от 7.12 2017 г.
Протокол № 6/17

Бернадская М.Э. Нарушения зрения у детей
раннего возраста. Диагностика и коррекция:
методич. пособие для педагогов и
психологов, врачей и родителей. – М., 2007
(читать)
Жохов В.П. Реабилитация детей,
страдающих содружественным косоглазием
и амблиопией: метод.пособие. – М.:ВОС,
1989
Фомичева Л.В. Коррекционно-развивающие
программы для дошкольников с
нарушенным зрением: методическое
пособие. – СПб: Международный
университет семьи и ребенка им.
Р.Валленберга, 1995 (скачать)

Тяжелые
нарушения речи
(ТНР)

Прогаммы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушениями речи. / под ред.
Чиркиной Г.В., - М., 2011
Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи:
программ.-метод. реком. / Т.Б. Филичева и
др..- 2е изд. – М.: Дрофа, 2010
Воспитание и обучение детей с ФФН
(подготовительная группа) Программа и
методические рекомендации для
образовательных учреждений
компенсирующего вида. Филичева Т.Б.,
Чиркина Г.В., Лагутина А.В.. – М., 2004
Воспитание и обучение детей с ФФН
(старшая группа) Программа и
методические рекомендации для
образовательных учреждений
компенсирующего вида. Филичева Т.Б.,
Чиркина Г.В., Лагутина А.В.. – М., 2004
Коррекция нарушений речи: Программа
логопедической работы по преодолению
фонетико-фонематического нарушения речи
у детей (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)

АООП ДО для детей
с ТНР
Примерная
адаптированная
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования детей с
тяжёлыми
нарушениями речи
Одобрена решением
от 7.12 2017 г.
Протокол № 6/17

Программа логопедической работы по
преодолению общего недоразвития речи у
детей (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)
(использование двух программ
одновременно обусловлено наличием среди
контингента детей как с ФНР и ФФНР, так и
с ОНР (скачать)
Задержка
психического
развития (ЗПР)

АООП ДО для детей
с ЗПР
Примерная
адаптированная
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования детей с
задержкой
психического
развития
Одобрена решением
от 7.12 2017 г.
Протокол № 6/17

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя
диагностика и коррекция задержки
психического развития у детей. Учебнометодическое пособие - М.: Гном-Пресс,
2002 (Коррекционно-развивающее обучение
и воспитание дошкольников с ЗПР) (читать)
Екжанова Е.А. Коррекционнопедагогическая помощь детям раннего и
дошкольного возраста с неярко
выраженными отклонениями в развитии /
Е. А. Екжанова — «КАРО», 2013 (скачать)
БаряеваЛ.Б., Вечканова И.Г., Гаврилушкина
О.П. Программа воспитания и обучения
дошкольников с задержкой психического
развития. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,
2010 (скачать)
Система работы со старшими
дошкольниками с задержкой психического
развития в условиях дошкольного
образовательного учреждения: Программнометодическое пособие / под ред. Т.Г.
Неретиной. – М.: Баласс, РАО, 2004
(скачать)
Подготовка к школе детей с задержкой
психического развития. Кн. 1-2/Под общей
ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная
Пресса, 2003 (скачать кн.1; скачать кн. 2)
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее
обучение: Организационно-педагогические
аспекты. – М.: Владос, 2001 (скачать)

Нарушения
опорнодвигательного
аппарата (НОДА)

Примерная
адаптированная
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования детей с
нарушениями
опорнодвигательного
аппарата
Одобрена решением
от 7.12 2017 г.

Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с
двигательной патологией первые годы
жизни: Методическое пособие. СПб.: КАРО,
2006 (скачать)
Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с
церебральным параличом в системе
комплекснойреабилитации. Монография –
СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
(скачать)
Левченко И.Ю. , Ткачева В.В. Детский
церебральный паралич. Коррекционноразвивающая работа с дошкольниками. – М.,
2008

Протокол № 6/17

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии
обучения и воспитания детей с
нарушениями опорно-двигательного
аппарата. – М., Академия, 2001 (читать )
Обучение и коррекция развития
дошкольников с нарушениями движений:
Методическое пособие / сост. И.А.
Смирнова / под ред. Л.М. Шипицыной. –
СПб, 1995 (читать)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».