Развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста

19.04.2024

Межтерриториальная научно-практическая конференция «Дошкольное образование в условиях внедрения ФОП ДО: успешный опыт и перспективы развития»

 

Киреева А.В.,

воспитатель, Детский сад № 42

г. Верхняя Салда

 

Развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста

 

Я, педагог раннего дошкольного возраста, хочу представить опыт работы по развитию познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. В процессе работы я проявила особый интерес к одной из пяти образовательных областей – «Познавательное развитие». ФГОС ДО в области «Познавательного развития» предполагает: развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания.

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Задачи сенсорного развития  в формировании у детей систем перцептивных (обследовательских) действий; формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;  формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности; создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Я заинтересовалась вопросами дидактической игры, как средства формирования познавательных способностей детей, при организации игровой деятельности могут решаться задачи из разных образовательных областей. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.

Учиться играя! Через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Считаю, что планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.

Дидактические игры кратковременны. Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Необходимо заботиться и об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение. Хочу такой сайт

В ходе своей работы по данной теме, я составила систему занятий с использованием дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Веселый и грустный клоун Бантик», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел?», «Что, каким бывает?», «Тяжелый - легкий», «Теплый - холодный» и другие.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит? », «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Овощи», «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Мышки », «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

 «Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Божьи коровки», «Разноцветные пальчики», «Цветные конфетки», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери шарфик к шапочке», «Подбери бантик к колпачку», «Спрячь мышек», «Украсим елочку», «Сложи солнышко», «Разноцветный коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой, с прищепками и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

 «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи овощи по убыванию, возрастанию», «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Конфеты в вазе», «Собери пирамидку», «Собери башенку», «Подбери цветочки к пуговкам», «Строимся на зарядку», «Волшебные снеговички» и другие.

Реализация данного направления не обходится без участия родителей. Совместно с родителями удалось пополнить развивающую предметно пространственную среду.   Я проводила консультации для по данной тематике.

 Таким образом, данный опыт, полученный в ходе моей работы, подтверждает тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, в развитии познавательной активности детей, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширяет кругозор. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.04.2024

Дата обновления: 19.04.2024

Дата публикации: 19.04.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».