Почему не все дети умеют играть и общаться друг с другом?

22.04.2019

Почему не все дети умеют играть и общаться друг с другом?

i5D62XJ4H.jpg

      Многие родители и педагоги сталкиваются с проблемой, когда ребёнок жалуется, что с ним не играют сверстники. Дети сторонятся некоторых товарищей по группе в детском саду. Ситуация вызывает тревогу  родителей «непопулярных детей»- им больно осознавать, что их малыши неинтересны, нелюбимы другими детьми, это вызывает у взрослых и собственное страдание, и сострадание к своему ребёнку. Да порой и родители других детей жалуются:  «Ваш ребёнок агрессивен…не умеет играть…говорит плохие слова…обижает моего ребёнка» и т.д.

    Можно ли что-то изменить? Да, если знать причины, которые вызывают подобную ситуацию. Попробуем разобраться.

 

 Факторы, препятствующие общению дошкольника со сверстниками.

   Одна из наиболее распространённых причин-стиль воспитания в семье.

Деструктивный стиль общения в семье 

В дошкольном детстве ребёнок в силу своей изначальной зависимости непротивостоит взрослому, а учится приспосабливаться. В психолого-педагогической литературе описаны примеры деструктивных взаимоотношений в семьях на уровне «родитель-ребёнок», которые неизбежно накладывают отпечаток на качество общения ребёнка со сверстниками, препятствуют его социализации и полноценному развитию.

Авторитарный, или императивный стиль   несёт в себе жёсткое руководство, подавление инициативы и принуждение. Такой стиль общения в семье способствует формированию невротизированных людей, агрессивных или авторитарных, как подобие своих родителей.

Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребёнком на принципе вседозволенности. Такой ребёнок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования. Отсутствует главное, что необходимо для правильного социального развития- понимание слова «надо». В таких условиях формируется эгоистическая личность, конфликтная и трудная в общении.

Гиперопекающий стиль как (как вариант либерально-попустительского), лишает ребёнка самостоятельности, а невротизированные родители формируют из ребёнка ущербную и инфантильную, капризную  личность.

Отчуждённый стиль отношений подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребёнка. Это делает ребёнка одиноким, несчастным. У него воспитывается отчуждённое отношение к людям и агрессивность.

Неспокойная, конфликтная обстановка в семье приводит к рождению нервных детей, т.к. переживания женщины изначально закладывают в ребёнка неврологически  ослабленный статус.

   Ну и, конечно же, непоследовательность в вопросах семейного воспитания. Один взрослый что-либо запрещает, второй- разрешает. Или один из родителей сегодня снисходительно отнёсся к провинности ребёнка, а завтра- строго наказывает. Такой подход не формирует у детей чётких поведенческих границ, делает их размытыми, создаёт предпосылки к манипуляциям. Поэтому нередко можно слышать:  «Я уже никак не могу воздействовать на своего ребёнка…Я бессильна» и т.д.

    Если Вы видите одну из причин трудной социальной адаптации ребёнка в собственном стиле семейного  воспитания - есть смысл пообщаться с психологом, который поможет вам определить стиль воспитания и связанные с этим проблемы. Нерешённые проблемы имеют тенденцию только накапливаться, а не уходить сами по себе. Сложность изменения ситуации- прежде всего в необходимости перестройки сознания взрослых, участвующих в воспитании.

      Значение состояния здоровья и развития дошкольника для общения со сверстниками.    Хочу такой сайт

К общему понятию «детская нервность» относят чрезмерную возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушение сна, а также невропатию и невроз. Нервный ребёнок- всегда трудный.  Детская нервность обусловлена как биологическими, так  социальными причинами. Порой они настолько связаны друг с другом, что их трудно разделить 

   От того, как протекала беременность матери, испытывала ли она эмоциональные стрессы, вредные воздействия токсических веществ, от состояния её здоровья, от самого процесса родов в огромной степени зависит и неврологическое благополучие ребёнка. Если, например, ребёнок был незапланированный и нежеланный, беременность протекала неблагоприятно, женщина перенесла инфекционное заболевание, травмы, плод при рождении долго находился в безводном пространстве, сам процесс был тяжёл и длителен, если ребёнок испытывал кислородное голодание от обвития пуповиной или были иные родовые травмы- всё это факторы, накладывающие отпечаток на неврологическое состояние ребёнка.  Как правило, такие дети страдают гипервозбудимостью, импульсивностью,  нарушением регулятивных функций. Врачами-психиатрами и психологами доказано, что все эти неблагополучия в конечном счёте создают в поведении ребёнка предрасположенность и к конфликтному поведению, и в целом к трудностям в общении. Вины самого ребёнка в этом, конечно же нет.

   Общая ослабленность здоровья почти всегда сопровождающаяся пассивностью, когда ребёнок вынужден подолгу отсутствовать в детском коллективе, и это делает его непривлекательным с точки зрения сверстников, которые воспринимают его как ненадёжного партнёра в длительной сюжетной игре.

    Очень тревожная тенденция- возрастание количества детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА). По официальным данным, за последние 5 лет количество детей-аутистов возросло в 2 раза. Сколько детей с таким синдромом- столько и вариантов этого состояния. Все дети с расстройствами аутистического спектра имеют разную клиническую картину, разные проявления. При этом уровень интеллекта не всегда снижен. Однако процесс общения и социализации значительно затруднён. Подробнее узнать об этом синдроме можно также узнать на консультации психолога, а также в широком информационном доступе. Однако то, что 68 детей на каждую 1000, по статистике, имеют эту особенность, следует принимать во внимание.

   Причины появления детского аутизма до сих пор досконально не известны, не связаны ни со статусом семьи, ни с наследственными факторами, ни с принадлежностью к какой-либо  национальности. В любой семье может родиться ребёнок- аутист. Это очень тяжёлая ноша для родителей, и нет ни их вины, ни вины самого ребёнка в этой его особенности. 

 

Особенности общения мальчиков и девочек Общение детей в дошкольном возрасте показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

   В семье сознательно или бессознательно начинают обучать ребёнка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности. Каждый из родителей несёт ценностные ориентации своего пола. Развиваются интересы и склонности, соответствующие полу.

   Дошкольники предпочитают и игрушки в соответствии со своей половой идентификацией. И потому игрушки  для девочек и мальчиков в условиях совместного общения должны удовлетворять гендерные предпочтения детей.

   Однако не только семья воспитывает определённый стереотип гендерного поведения, но и сверстники. Поэтому при организации сюжетно-ролевой игры роль персонажа мужского пола достаётся мальчикам, а женского-девочкам. Процесс половой социализации необходим для полноценного развития личности и подготовки соответствующих её полу социальных ролей в будущем.

    Необходимо принять тот факт, что дошкольники –девочки и мальчики общаются и как между собой, так и организуют игры, где участвуют  дети преимущественно только одного пола (напр., игра в космодром, гараж, показ мод и т.д.).   

    Игры девочек опираются на ближнее зрение, они играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель  т.д., используя при этом всё предоставленное им пространство…Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную.

      Девочки ориентированы в большей степени на мнение (оценку) взрослого, преимущественно визуальную и вербальную. Мальчики же принимают решение на «внутреннем уровне», не облекая свои рассуждения в словесную оболочку. Такой парадокс, где воспитатели в подавляющем большинстве- женщины, приводит к непониманию педагогом (женщиной) мотивов поступка мальчиков, более частым применением к ним  наказаниям. 

    Дополнительным конфликтогенным фактором при разборе межличностных конфликтов у детей является то, что роль арбитра, как правило, исполняют женщины: воспитатели, учителя, мамы и т.д., которые не всегда понимают мальчиков правильно. Но предоставляя дошкольникам  возможность  для общения с учётом их гендерных особенностей, мы способствуем раскрытию всего потенциала  их полноценного психологического и социального развития.

   Не всегда родители виновны в том, что у ребёнка трудности в общении. Не всегда родителям благополучных детей нужно быть нетерпимыми к «трудным» детям.

       К сожалению, среди родителей стала наблюдаться тенденция к буллингу (травле) неудобных, трудных детей: «Уберите его из группы…(позже- из класса)» 

     Понимая причины трудностей социализации ребёнка, стремясь к взаимодействию при возникающих трудностях, можно минимизировать конфликтные ситуации как среди детей, так и среди родителей   

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».