Психологические особенности детского питания

19.10.2020

Маша, Саша и …каша

Психологические особенности детского питания


Часто родители «малоежек» завидуют тем, у кого дети без проблем принимаются за еду, не капризничают и, в общем, едят «то, что дают». Но вопросов по поводу питания ребенка с каждым годом меньше не становится, а причины для беспокойства- самые разные: «совсем не хочет есть», «не хочет есть в садике, а домой приходит голодный и ест всё», «ест только макароны (чипсы, пирожки», «отказывается есть супы и вообще полезную еду»), и т.д.

  Без внимания такие вопросы, конечно же, оставлять не стоит. Попробуем немного их прояснить с точки зрения психологических подходов.

   Взрослый может какую-либо еду… съесть с удовольствием, съесть без удовольствия, вообще не есть и сказать: лучше я вместо этого выпью чаю…А у ребёнка, как правило, вариант один: съесть то, что ему предложено. И часто ребёнок не имеет права любить или не любить определённый вид еды, хотеть или не хотеть. Тогда еда становится не удовольствием, не удовлетворением потребностей, а обязанностью. Ребёнок в таком случае, становится неким «комбайном», который перемалывает всё, что дадут, не задумываясь и не дозируя. И невозможно опровергнуть тот факт, что в семье и детском саду прививаются многие пищевые привычки, пристрастия и отвращения.

Что говорит медицина по поводу детской еды?

1.     Совершенно не важно, сколько ребёнок съест. Важно то, что он может усвоить. Тогда с удовольствием съеденное яблоко гораздо полезнее съеденного без аппетита обеда.

2.     Если ребенок достаточно двигался, проголодался, он и есть, скорее всего, будет с удовольствием. Если ребенок не успевает испытать голод между приемами пищи, то получается перекармливание, что весьма вредно.

3.     Важно не заставлять ребенка всегда и любой ценой доедать всё, что лежит у него на тарелке, а создать условия, чтобы он сам захотел есть.

Что говорят психологи?

    Родители часто задают вопрос: а можно сделать так, чтобы ребёнок сам съедал всё, что у него на тарелке? Ответ: конечно, можно, а зачем? Необходимость всегда доедать то, что подано, так же как и насильственное докармливание ребёнка, приводит к тому, что ломается естественный механизм: ребёнок не понимает, сколько ему надо съесть, чтобы ощутить сытость. Отсюда берут корни расстройства пищевого поведения, лишний вес и пр.

    Очень важно, чтобы ребенок научился сам определять, какое количество еды ему нужно. Например, ему подают на обед котлету и пюре. Причем, котлета кладется по умолчанию, а насчёт пюре можно спросить: посмотри, этого тебе хватит? Если количество запрошенного ребенком на Ваш взгляд слишком мало, можно сказать: есть ещё добавка. Это формирует опыт по предпочитаемому количеству еды.

Как относиться к детским пищевым предпочтениям?

  Здесь нет однозначного ответа. Даже у взрослых есть свои любимые и нелюбимые блюда. Можно предлагать ребёнку  «вариант без вариантов». Например: у нас сегодня на обед борщ. Ты можешь его съесть как хочешь: со сметаной или без.

  Р.Дрейкурс, психолог и педагог, говорил:  «Если питание ребёнка становится проблемой, это всегда означает, что родители неправильно себя ведут». Если поддерживать правильные пищевые привычки, многие проблемы с питанием можно решить. Вспомните, когда вы малышу начинали давать натуральный сок из яблока, без сахара, прикорм из овощного пюре без соли и т.д. Ребёнок же всё это ел, как правило, без капризов? И только постепенно, когда соки и компоты наполняются сахаром, печенье и другая выпечка-  неполезными маргарином и  искусственными красителями, консервантами, усилителями вкуса и т.п., вкусовые ощущения становятся извращёнными, и натуральный вкус еды уже неинтересен…Постепенно в ход идут майонез, кетчуп, соусы и т.д.

   Нельзя обманом заставлять детей есть. Девочке, очень любящей мороженое, сказали: съешь эту кашу, получишь на десерт мороженое. Девочка «через силу», без аппетита, съела кашу. И тут на десерт ей подают…сметану с сахаром под слова: а вот и обещанное мороженое. Результат: рвота, каша наружу, истерика, и на всю оставшуюся жизнь обида за обман и отвращение к сметане с сахаром…

Отношение воспитателей в детском саду к еде детейХочу такой сайт

  Требования родителей часто весьма противоречивы в отношении  «малоежек». Одни говорят: моего ребёнка докармливайте, другие: не перекармливайте, не заставляйте. Как воспитатель должен реагировать на рекомендуемые объёмы, калораж и пищевую ценность еды в детском саду в свете пожеланий родителей?

  В детском саду детям предоставляется возможность нормально двигаться, и в свободной деятельности, и на прогулках, и на занятиях по физкультуре, музыкальных занятиях, таковы требования к сохранению психофизического здоровья. Воспитатели- разные, требования родителей- тоже. Но психологи и физиологи советуют всё же такие варианты выбора для детей:

-съешь немного первого и немного второго;

-съешь столько ложек первого, сколько тебе лет;

- съешь только первое или только второе;

-съешь хоть что-нибудь;

-съешь кусок хлеба и запей компотом;

-положи сам гарнира (каши) на тарелку столько, сколько сможешь съесть. Если будет мало- есть добавка;

-иногда можно включать аудиозапись негромкой спокойной инструментальной музыки за обедом, что создаёт благоприятный психоэмоциональный фон.

   Что делать с новой, ещё незнакомой для ребёнка едой? Учёные насчитали: около 20 предъявлений новой незнакомой пищи должно пройти, прежде чем ребёнок попробует то, от чего раньше отказывался.

Физиологи говорят…

   В какой-то момент в желудке вырабатываются гормоны, сообщающие мозгу о насыщении. С гормонами бороться невозможно, потому мы и наблюдаем иногда, как маленькие дети с отвращением плюются едой.

  Если у ребёнка не наблюдается резкого падения веса и признаков истощения, он весел, внешне здоров, подвижен, умеренно прибавляет в весе- значит, всё нормально, он ест столько, каковы его потребности и возможность усвоить съеденное. Если же перечисленные признаки есть- повод обратиться к врачу, проверить ребёнка на наличие гельминтов и других паразитов, общее состояние здоровья.

 

   Будьте здоровы!

  

 

 


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».