19.10.2020
Маша, Саша и …каша
Психологические особенности детского
питания
Часто родители «малоежек»
завидуют тем, у кого дети без проблем принимаются за еду, не капризничают и, в
общем, едят «то, что дают». Но вопросов по поводу питания ребенка с каждым
годом меньше не становится, а причины для беспокойства- самые разные: «совсем
не хочет есть», «не хочет есть в садике, а домой приходит голодный и ест всё»,
«ест только макароны (чипсы, пирожки», «отказывается есть супы и вообще
полезную еду»), и т.д.
Без внимания такие вопросы, конечно же,
оставлять не стоит. Попробуем немного их прояснить с точки зрения
психологических подходов.
Взрослый может какую-либо еду… съесть с удовольствием, съесть без
удовольствия, вообще не есть и сказать: лучше я вместо этого выпью чаю…А у
ребёнка, как правило, вариант один: съесть то, что ему предложено. И часто
ребёнок не имеет права любить или не любить определённый вид еды, хотеть или не
хотеть. Тогда еда становится не удовольствием, не удовлетворением потребностей,
а обязанностью. Ребёнок в таком случае, становится неким «комбайном», который
перемалывает всё, что дадут, не задумываясь и не дозируя. И невозможно
опровергнуть тот факт, что в семье и детском саду прививаются многие пищевые
привычки, пристрастия и отвращения.
Что говорит медицина по поводу
детской еды?
1. Совершенно
не важно, сколько ребёнок съест. Важно то, что он может усвоить. Тогда с
удовольствием съеденное яблоко гораздо полезнее съеденного без аппетита обеда.
2. Если
ребенок достаточно двигался, проголодался, он и есть, скорее всего, будет с
удовольствием. Если ребенок не успевает испытать голод между приемами пищи, то
получается перекармливание, что весьма вредно.
3. Важно
не заставлять ребенка всегда и любой ценой доедать всё, что лежит у него на
тарелке, а создать условия, чтобы он сам захотел есть.
Что говорят психологи?
Родители часто задают вопрос: а можно
сделать так, чтобы ребёнок сам съедал всё, что у него на тарелке? Ответ:
конечно, можно, а зачем? Необходимость всегда доедать то, что подано, так же
как и насильственное докармливание ребёнка, приводит к тому, что ломается
естественный механизм: ребёнок не понимает, сколько ему надо съесть, чтобы
ощутить сытость. Отсюда берут корни расстройства пищевого поведения, лишний вес
и пр.
Очень
важно, чтобы ребенок научился сам определять, какое количество еды ему нужно.
Например, ему подают на обед котлету и пюре. Причем, котлета кладется по
умолчанию, а насчёт пюре можно спросить: посмотри, этого тебе хватит? Если
количество запрошенного ребенком на Ваш взгляд слишком мало, можно сказать:
есть ещё добавка. Это формирует опыт по предпочитаемому количеству еды.
Как относиться к детским пищевым
предпочтениям?
Здесь нет
однозначного ответа. Даже у взрослых есть свои любимые и нелюбимые блюда. Можно
предлагать ребёнку «вариант без
вариантов». Например: у нас сегодня на обед борщ. Ты можешь его съесть как
хочешь: со сметаной или без.
Р.Дрейкурс,
психолог и педагог, говорил: «Если
питание ребёнка становится проблемой, это всегда означает, что родители
неправильно себя ведут». Если поддерживать правильные пищевые привычки, многие
проблемы с питанием можно решить. Вспомните, когда вы малышу начинали давать натуральный
сок из яблока, без сахара, прикорм из овощного пюре без соли и т.д. Ребёнок же
всё это ел, как правило, без капризов? И только постепенно, когда соки и
компоты наполняются сахаром, печенье и другая выпечка- неполезными маргарином и искусственными красителями, консервантами,
усилителями вкуса и т.п., вкусовые ощущения становятся извращёнными, и натуральный
вкус еды уже неинтересен…Постепенно в ход идут майонез, кетчуп, соусы и т.д.
Нельзя
обманом заставлять детей есть. Девочке, очень любящей мороженое, сказали: съешь
эту кашу, получишь на десерт мороженое. Девочка «через силу», без аппетита,
съела кашу. И тут на десерт ей подают…сметану с сахаром под слова: а вот и
обещанное мороженое. Результат: рвота, каша наружу, истерика, и на всю
оставшуюся жизнь обида за обман и отвращение к сметане с сахаром…
Отношение
воспитателей в детском саду к еде детей
Требования родителей часто весьма
противоречивы в отношении «малоежек». Одни
говорят: моего ребёнка докармливайте, другие: не перекармливайте, не
заставляйте. Как воспитатель должен реагировать на рекомендуемые объёмы,
калораж и пищевую ценность еды в детском саду в свете пожеланий родителей?
В детском
саду детям предоставляется возможность нормально двигаться, и в свободной
деятельности, и на прогулках, и на занятиях по физкультуре, музыкальных
занятиях, таковы требования к сохранению психофизического здоровья.
Воспитатели- разные, требования родителей- тоже. Но психологи и физиологи
советуют всё же такие варианты выбора для детей:
-съешь
немного первого и немного второго;
-съешь
столько ложек первого, сколько тебе лет;
-
съешь только первое или только второе;
-съешь
хоть что-нибудь;
-съешь
кусок хлеба и запей компотом;
-положи
сам гарнира (каши) на тарелку столько, сколько сможешь съесть. Если будет мало-
есть добавка;
-иногда можно включать аудиозапись негромкой
спокойной инструментальной музыки за обедом, что создаёт благоприятный
психоэмоциональный фон.
Что делать
с новой, ещё незнакомой для ребёнка едой? Учёные насчитали: около 20
предъявлений новой незнакомой пищи должно пройти, прежде чем ребёнок попробует
то, от чего раньше отказывался.
Физиологи говорят…
В какой-то
момент в желудке вырабатываются гормоны, сообщающие мозгу о насыщении. С
гормонами бороться невозможно, потому мы и наблюдаем иногда, как маленькие дети
с отвращением плюются едой.
Если у
ребёнка не наблюдается резкого падения веса и признаков истощения, он весел,
внешне здоров, подвижен, умеренно прибавляет в весе- значит, всё нормально, он
ест столько, каковы его потребности и возможность усвоить съеденное. Если же перечисленные признаки есть- повод обратиться к
врачу, проверить ребёнка на наличие гельминтов и других паразитов, общее
состояние здоровья.
Будьте здоровы!