Консультация для родителей «Кризис трёх лет »

31.08.2022

«Кризис трех лет»

 

      У ребенка 3 лет появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным. В результате произошел "взрыв» прежней ситуации.

      Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляющие так называемое семизвездие.

1.                Негативизм. Именно негативизм «Вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию» Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма: «Иди домой» - «Не пойду»

2.                Упрямство. Такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем – либо, не потому что ему этого сильно хочется, а потому что он это потребовал: «Сказал – не встану – значит, не встану!»

3.                Строптивость. Направлена против правил, которые были в его жизни до 3 лет.

4.                Своеволие. Ребенок хочет делать все сам.

5.                Протест-бунт. «ребенок в постоянном конфликте с окружающими»

6.                Обесценивание. Ребенок может начать употреблять бранные слова – обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям.

7.                Деспотизм. Ребенок хочет стать «Господином положения»

 

       Кризис 3 лет – это «Бунт против авторитарного воспитания, протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте».

      Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание)

      Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип  взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают  самостоятельность и активность ребенка.

 

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

-Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

-Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

-Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно.

-Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

-Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

-Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

-Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

-Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

-Используйте спокойный тон общения, без раздражительности.

-Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

    

В каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить: Хочу такой сайт

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

               достигнуто не своим трудом;

                не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум);

               из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

               за поступок, за свершившееся действие;

        начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения;

3.                очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже;

4.                уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). 

 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

·                   ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима, и реакция непредсказуема.

·                   когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

·                   во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

·                   после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

·                   когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

·                   когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

·                   когда вы сами не в себе.


 7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

·                     наказание не должно вредить здоровью.

·            если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя;

·                     за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;

·                     надо наказывать и вскоре прощать;

если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан;

·                     ребёнок не должен бояться наказания;

Эти правила очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. При соблюдении данных правил произойдет гуманизация отношений между родителями и детьми.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».