31.08.2022
«Кризис трех лет»
У ребенка 3 лет появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным. В результате произошел "взрыв» прежней ситуации.
Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляющие так называемое семизвездие.
1. Негативизм. Именно негативизм «Вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию» Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма: «Иди домой» - «Не пойду»
2. Упрямство. Такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем – либо, не потому что ему этого сильно хочется, а потому что он это потребовал: «Сказал – не встану – значит, не встану!»
3. Строптивость. Направлена против правил, которые были в его жизни до 3 лет.
4. Своеволие. Ребенок хочет делать все сам.
5. Протест-бунт. «ребенок в постоянном конфликте с окружающими»
6. Обесценивание. Ребенок может начать употреблять бранные слова – обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям.
7. Деспотизм. Ребенок хочет стать «Господином положения»
Кризис 3 лет – это «Бунт против авторитарного воспитания, протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте».
Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание)
Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
-Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
-Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
-Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно.
-Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
-Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
-Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
-Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
-Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
-Используйте спокойный тон общения, без раздражительности.
-Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
В каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
достигнуто не своим трудом;
не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум);
из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
за поступок, за свершившееся действие;
начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения;
3. очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже;
4. уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
· ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима, и реакция непредсказуема.
· когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
· во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
· после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
· когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
· когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
· когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
· наказание не должно вредить здоровью.
· если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя;
· за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;
· надо наказывать и вскоре прощать;
если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан;
· ребёнок не должен бояться наказания;
Эти правила очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. При соблюдении данных правил произойдет гуманизация отношений между родителями и детьми.