Содержание: 1. Раздел 1. Пояснительная записка Паспорт Программы стр.3 стр. 4 Раздел 2. Раздел 3. Информационная справка Характеристика и анализ функционирования МБДОУ «Детский сад №42 «Пингвинчик» Концепция Программы развития Прогнозируемы результат Программы развития Основные мероприятия по реализации Программы Условия реализации приоритетных направлений программы Оценка результатов Программы Финансовый план реализации Программы стр.8 Раздел 4. Раздел 5. Раздел 6. Раздел 7. Раздел 8 Раздел 9. Стр.11 Стр.20 Стр.23 Стр.25 Стр.35 Стр.37 стр.38 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент. В связи с заменой ценностей обучения ребенка на ценности его развития, содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании воспитанников картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В результате чего в ДОУ обозначилась актуальность разработки программы развития детского сада, которая бы помогла достичь качественно нового уровня воспитания детей дошкольного возраста и создание современной системы непрерывного образования. При разработке Программы развития учитывалось актуальное состояние и резервные возможности образовательного учреждения, специфика региональных традиций образования, потребности родителей воспитанников, профессиональный уровень педагогов. Наличие данной программы обеспечивает системность и преемственность в реализации воспитательных и образовательных задач, помогает исключить дублирование в работе учреждения, фокусировать внимание на актуальных проблемах педагогической деятельности, более эффективно реализовывать требования ФГОС ДО. В данной программе выделены основные направления работы коллектива на 5 лет, учтено внедрение инновационных форм работы с детьми и родителями, переориентация педагогического коллектива на современные образовательные технологии в условиях развития ДОУ. 2 Раздел 1. Паспорт Программы 1 Наименование Программы 2. Основания для разработки Программы Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №42 «Пингвинчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей • Конвенция о правах ребенка; • Конституция Российской Федерации; • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации; • Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152 «О защите персональных данных»; • Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; • Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; • ФГОС ДО утвержденный приказом № 1155 от 17.10.2013 г. • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»; • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (СанПиН 2.4.1.3049-13); • Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.10.2013№ 08-1408 «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере 3 4. Основные разработчики Программы 5. Основные исполнители программы 6. Цель Программы 7. Задачи Программы 8. Сроки реализации Программы дошкольного образования»; • Муниципальная программа «Развитие системы образования в Верхнесалдинском городском округе до 2021 года»; • Устав Детского сада №42 Заведующий Дёрова С.А. Администрация МБДОУ; Педагогический совет; Сотрудники ДОУ; Родители (законные представители). Социальные партнёры Обеспечить условия для функционирования ДОУ как открытого, современного учреждения реализующего качественные образовательные услуги, максимально удовлетворяющие социальный заказ государства и родительского сообщества ДОУ. • Модернизация системы управления ДОУ; • Обновление и расширение материальнотехнической базы ДОУ в соответствии с требованиями времени и инновационными задачами работы коллектива; • Сохранение качества воспитания и образования в ДОУ; • Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процесс; • Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе; • Введение дополнительного образования, как совокупности услуг, доступных для широких групп воспитанников; • Совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи с учётом индивидуальных особенностей и потребностей родителей воспитанников. Программа разработана на 2019 - 2023 годы и будет реализована в три этапа: I этап (подготовительный) март 2019 г.- август 2019 г. Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы Развития II этап (реализации) сентябрь 2019 г.- сентябрь 2023 4 9. 10. 11. г. Цель: практическая реализация Программы Развития III этап (обобщающий) сентябрь-декабрь 2023 г. Цель: выявление соответствия полученных результатов по основным направлениям Развития ДОУ поставленным целям и задачам 1. Бюджетные средства Объем и 2. Внебюджетные средства источники финансировани 3. Областные средства я Ожидаемые • Соответствие образовательному заказу общества; конечные • Система управления ДОУ будет соответствовать результаты требованиям современности; реализации • Обновлённая структура и содержание образования Программы через реализацию инновационных, в том числе здоровье сберегающих технологий; • Кадровое обеспечение, соответствующее современным требованиям; • Разработана единая медико-психологопедагогическая система сопровождения ребёнка; • Оздоровление детей с учётом их индивидуальных возможностей, в том числе детей-инвалидов, воспитанников; • Успешное усвоение выпускниками ДОУ образовательной программы школы – 100%; их социализация в условиях школы – 100%; индивидуализация образования; • Стабильная работа системы раннего развития, специальная помощь детям раннего возраста; • Родители ДОУ будут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса; • Обновлённая система социального партнёрства; • Широкий спектр вариативных форм дополнительного образования детей в ДОУ; • Модернизированная материально-техническая база ДОУ. Контроль за ходом реализации Программы Система осуществляет администрация ДОУ. Результаты организации контроля будут и доступны для всех участников контроля образовательного процесса. В экспертизе качества реализации мероприятий реализуемой Программы будут Программы, периодичность участвовать администрация, педагоги ДОУ и представители родительского сообщества. В ходе отчета 5 исполнителей, срок предоставления отчетных материалов контроля реализации этапов Программы будут использоваться педагогические методы отслеживания результативности деятельности всех участников образовательного процесса, путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации и оценки достигнутых результатов с периодичностью 1 раз в год (в конце учебного года). Полученные данные будут оформляться в виде аналитического отчёта о результатах самообследования ДОУ с обязательным его размещением на официальном сайте ДОУ в срок не позднее 1 августа текущего года. Полученные результаты будут служить основанием для внесения (при необходимости) корректировочных поправок в план реализации Программы. 6 Раздел 2. Информационная справка 1. Полное наименование ДОУ 2. Адрес Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42 «Пингвинчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 624760, Свердловская область, г. Верхняя Салда, ул. Спортивная, д.15/1 3. 4. 5. 6. Адреса 624760, Свердловская область, г. Верхняя Салда, осуществления ул. Спортивная, д.15/1 мест уставной деятельности ДОУ Учредитель Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа Виды - реализация основных общеобразовательных деятельности программ дошкольного образования; - присмотр и уход. Задачи - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; в том числе их эмоционального деятельности благополучия - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далеепреемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединение обучения и воспитания в целостный 7 7. Лицензия образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; -формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. № 19127 от 14 ноября 2016 года, бессрочная 8. ОГРН 1026600785265 9. ИНН 6607008481 10. Телефон 8(34345) 5-32-77 11. Сайт https://42vs.tvoysadik.ru 12. Почта dou42pingvinchik@mail.ru 13. Состояние материальнотехнической базы Детский сад основан в 1983 году. Это отдельно стоящее здание, типовое, 2-х этажное. Дошкольное учреждение оснащено полным комплектом мебели и учебным оборудованием. В здании имеются следующие функциональные помещения: - музыкальный зал -1 - спортивный зал -1, 8 14. Контингент воспитанников 15. Режим учреждения 16. Социальное партнерство - тренажерный зал -1 - методический кабинет-1 - конструкторское бюро - 1 -медицинский кабинет-1 -прививочный кабинет-1 -кабинет педагога-психолога-1 -комната безопасности - 1 -групповые помещения-6 Детский сад посещают 136 детей: из них 40 детей раннего возраста от 1 года до 3 лет, 96 воспитанников- дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет. 10,5 часов ( пятидневная неделя, с 7.15 до 17.45) - МБУ ДО ЦДТ - МБУК ЦБС - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» - МАДОУ №43 - СК «Крепыш» - Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района» - Верхнесалдинский краеведческий музей - МАУК «Кинотеатр «Кедр» - МАУК «Центр культуры, досуга и кино» - МБОУ ДО «ДЮСШ» 17. Сведения о педагогических кадрах 18. Предмет деятельности ДОУ Педагогический состав: 13 педагогов Старший воспитатель - 1 Воспитатель - 9 Музыкальный руководитель - 1 Инструктор по физической культуре - 1 Педагог-психолог - 1 Предоставление общедоступного и бесплатного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования 9 Раздел 3. Характеристика и анализ функционирования МБДОУ «Детский сад №42 «Пингвинчик» Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42 «Пингвинчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей. Функционирует с ноября 1983 года. Учреждение функционирует круглый год по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (суббота, воскресенье) и праздничными днями, установленными федеральными законами. Продолжительность работы учреждения 10,5-часов; группы функционируют в режиме сокращенного дня – 10,5 часов: с 7ч.15мин. до 17ч.45мин. МБДОУ реализует Программу в группах общеразвивающей направленности с детьми раннего возраста и детей дошкольного возраста (от 1 до 7 лет). В соответствии с ФГОС ДО п.1.9. – Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском. Основная образовательная программа дошкольного образования разработана рабочей группой педагогов МБДОУ – детский сад № 42 «Пингвинчик» с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) и проектом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой — М.: Мозайка – Синтез, 2014 (издание 3-е, исправленное и дополненное)_выбирается из перечня соответствующих примерных программ, утверждаемого по результатам экспертизы таких примерных программ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, которая определяет содержание обязательной части Программы. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей Одной из задач в деятельности Детском саду №42 является физическое развитие детей. В Детском саду для этого созданы следующие условия: имеется спортивный зал, тренажерный зал с разнообразным спортивным инвентарем. Модель двигательного режима 10 Двигательный режим в дошкольной организации включает динамическую деятельность детей, как совместную, так и самостоятельную. Рациональное сочетание различных видов деятельности представляет комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Формы двигательной деятельности № Формы двигательной Особенности организации п/п деятельности Физкультурно-оздоровительные занятия 1 Утренняя гимнастика Ежедневно в зале или на открытом воздухе 6-10 минут 2 Двигательная разминка во время Ежедневно, во время перерыва перерыва между занятиями между периодами НОД, 10 минут 3 Физкультминутка Ежедневно, в середине времени, отведенного на НОД 4 Подвижные игры и физические Ежедневно, во время прогулки упражнения на свежем воздухе в первой и второй половине дня 5 Индивидуальная работа по развитию Ежедневно, движений во время прогулки 6 Гимнастика после дневного сна Ежедневно, (комплекс упражнений) в сочетании по мере пробуждения и с воздушными ваннами, умыванием подъема детей прохладной водой 7 Ходьба по массажным дорожкам в Ежедневно, сочетании с воздушными ваннами после дневного сна Образовательная деятельность по физическому развитию детей 1 ООД по физическому развитию 3 раза в неделю, одно из занятий на открытом воздухе 2 ООД по музыкальному развитию 2 раза в неделю Самостоятельная двигательная деятельность детей 1 Ежедневно в помещении и на открытом воздухе 2 Физкультурно-массовые мероприятия 3 Неделя малых олимпийских игр 2 раза в год (январь, июль) 4 Физкультурный досуг 1 раз в месяц 5 Физкультурно-спортивный праздник 2 раза в год Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОО и семьи 1 Участие родителей в физкультурно- В течение периода оздоровительных, массовых мероприятиях 11 Условия пребывания воспитанников Медицинское обслуживание детей в ДОУ строится на основе нормативно - правовых документов: приказа министра образования РФ и министра здравоохранения РФ от 30.06.1992г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»; СанПин 2.4.1.3049-13; методических рекомендаций института питания АМН «Питание детей в детских дошкольных учреждениях», Устава Детского сада №42, а также договора о медицинском обслуживании с ГБУЗ Свердловской области «Верхнесалдинская детская городская больница» В ДОУ созданы условия для проведения профилактической, оздоровительной работы и медицинского обслуживания детей. Деятельность ДОУ по сохранению и укреплению психофизического здоровья воспитанников, формированию привычки к здоровому образу жизни, закаливанию, физическим нагрузкам, а также коррекционная работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки строится на основе использования здоровьесберегающих технологий по следующим направлениям: 1. Физкультурно - оздоровительная работа. 2. Профилактическая работа. Воспитанники ДОУ систематически принимают участие в муниципальных мероприятиях: «Лыжня Росси», «Кросс нации»; фестиваль «Первые шаги к ГТО», соревнования по плаванию; внутрисадиковых: Днях Здоровья, малых Зимних и Летних Олимпийских играх и т.д. Работа по физическому воспитанию проводится в тесном контакте с семьёй. Общее санитарно - гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям СанПин для ДОУ. Питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме.. В ДОУ имеется кабинет педагога-психолога, деятельность которого направлена на обеспечение диагностико - коррекционного, психолого педагогического сопровождения воспитанников для получения ими качественного образования, исходя из особенностей развития каждого ребёнка. Педагогом- психологом проводится как индивидуальное обследование каждого ребёнка (с согласия родителей), так и общие формы деятельности. Совместно воспитателями групп, специалистами Детского сада №42 с педагогом-психологом составляются индивидуальные карты развития ребёнка, где разрабатываются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход, установку чётких целей коррекционной работы. Проблемы организации работы по здоровьесбережению в ДОУ: все чаще в учреждение поступают дети, имеющие предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов; 12 рост числа взрослых (как сотрудников ДОУ, так и родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ Общая численность педагогических работников (с учетом внешних совместителей) 13 человек: из них 9 воспитателей, 1 старший воспитатель, 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре и 1 педагог-психолог. - Имеют первую квалификационную категорию: 9 педагогов; аттестованы на соответствие занимаемой должности 3 педагога - Высшее педагогическое образование у 2 педагогов, средне-специальное педагогическое образование у 11 педагогов. - Прошли обучение на курсах повышения квалификации по введению ФГОС ДО: 13 педагогов. - Педагогические работники МБДОУ активно принимают участие в конкурсах, конференциях, семинарах на разных уровнях. Работы воспитателей дошкольного учреждения отмечены грамотами и дипломами: Проблемы кадрового обеспечения образовательной деятельности ДОУ: молодые педагоги имеют недостаточный опыт работы по данной профессии, не имеют квалификационную категорию; недостаточный уровень владения ИКТ некоторых педагогов и умения применять их в образовательном процессе; устаревание кадров и педагогическое «выгорание»; недостаточное владение навыками ведения необходимой документации в соответствии с ФГОС. Таким образом, остаются актуальными проблемы, связанные с деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта, освоением и применением ИКТ в образовательном процессе, с трудностями перехода от консервативной учебной модели к партнерской совместной деятельности детей и взрослых, ведением документации в соответствии с ФГОС. Организация предметно-пространственной среды ДОУ Организация развивающей среды осуществляется с учётом возрастных возможностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно - гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяя детям свободно перемещаться, а также соотвествует художественно эстетическим требованиям. Объекты, подвергающиеся Содержание предметно-пространственной среды ДОУ: Характеристика оснащения объектов 13 анализу Здание детского сада МБДОУ №42 состоит из одного двух этажного здания. В детском саду функционирует 6 групп: 2 группы детей раннего возраста (группа раннего возраста, 1 младшая группа), 4 группы детей дошкольного возраста (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).Здание детского сада включает: групповые ячейки изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе; специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами; сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, прачечная); служебно-бытовые помещения для персонала. Так же в ДОУ функционируют: 1. Художественно-эстетический комплекс: • Музыкальный зал, • Выставочные стенды 2. Учебно-методический комплекс: • Детская библиотека, • Конструкторское бюро, • Комната безопасности, • Комната индивидуального консультирования психолога, • Методический кабинет. 3. Оздоровительный комплекс: • Физкультурный зал, • Тренажерный зал, Структурные На базе детского сада функционируют 6 групп, которые согласно подразделения возрастным особенностям, целям воспитания и обучения полностью групповые помещения оборудованы..Групповые ячейки для детей ясельного возраста располагаются на 1-ом этаже, для детей от трех лет – на 2-ом этаже. Для детей ясельного возраста и I- младшей группы соблюдается принцип групповой изоляции, т.е. группы имеют самостоятельные входы с территории. Оборудование соответствует возрасту и росту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. Предметно – развивающая среда в группах организуется таким образом, чтобы ребёнок мог реализовать свою потребность в игре, движении, воплощении своих фантазий. С этой целью в группах выделяется достаточно места для двигательной активности, где размещается игровое и спортивное оборудование. Спортивные и игровые зоны объединяются в единый комплекс. В каждой группе создаются уголки отдыха с мягкой мебелью, где дети могут поиграть в любимые настольные игры, полистать книгу, полежать или посидеть в удобной позе. В группах дошкольного возраста оформлены центры развития, оснащенные игровыми пособиями и детской мебелью: Центр экспериментирования; Центр развивающих игр; Центр сюжетных игр; Центр литературы; Центр художественного творчества; Центр театрализованной деятельности; Конструкторский центр; Центр двигательной активности. Спортивный зал Имеется паспорт кабинета. Имеется оборудование - шведская стенка, 14 Музыкальный зал Методический кабинет Кабинет педагога психолога Пищеблок Прачечная Медицинский кабинет гимнастические скамейки, стойки для прыжков в высоту, мячи, обручи, кегли, гантели, скакалки, гимнастические палки, мягкие модули для лазания и подлезания, гимнастические маты, баскетбольные корзины, канат, дуги для подлезания, батут, корригирующие дорожки, массажные коврики, тренажеры: велотренажер, беговая дорожка, гребля, штанги. В ДОУ созданы условия для развития музыкально – эстетических способностей детей. В зале имеется оборудование: пианино, музыкальный центр с караоке. Детские музыкальные инструменты: трещотки, треугольники, колокольчики, ксилофон, металлофон, погремушки и пр.. Имеются наглядно-дидактические пособия. Большая костюмерная с разнообразными костюмами как для детей так и для взрослых. Оснащение и организация методического кабинета опирается на следующие принципы: Библиотека педагогической, методической и детской литературы; Библиотека периодических изданий; Демонстрационный, раздаточный материал для занятий; Опыт работы педагогов; Документация по содержанию работы в ДОУ (годовой план, тетрадь протоколов педсоветов, тетрадь учета поступающих и используемых материалов, работа по аттестации, результаты диагностики детей и педагогов, информация о состоянии работы по реализации программы); Игрушки, муляжи. Изделия народных промыслов: хохлома, матрешки и др. В достаточном количестве имеется компьютерная техника, теле- и аудиоаппаратура; Приобретен проектор и экран. С учетом задач работы педагога-психолога кабинет территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение. Кабинет оснащен методической литературой, документацией педагога-психолога, необходимой мебелью. В состав пищеблока входят: горячий цех, холодный цех, помещение для хранения сыпучих продуктов, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, моечная кухонной посуды совмещена с холодным цехом, комната персонала. Продукты поставляются организациями по договорам с ДОУ. Продукты отвечают гигиеническим требованиям безопасности и пищевой ценности с соблюдением сроков и условий транспортировки. Для качественного приготовления пищи для детей на пищеблоке имеется технологическое оборудование: производственная мясорубка для сырой продукции, протирочная машина для варёной продукции, жарочный шкаф, электрическая плита. Прачечная оборудована стиральной машиной - автомат, ванной, гладильными столами, электрическими утюгами, стеллажами для чистого белья, камерой для сушки белья. Состоит из процедурного кабинета и кабинета старшей медсестры, изолятора располагается на 1-ом этаже. Для проведения профилактических процедур в детском саду имеется оборудование: 15 Участки для каждой группы Физкультурная площадка переносной и стационарный кварц, облучатель УФ – бактерицидный трёхламповый напольный. Медицинскую деятельность осуществляет старшая медицинская сестра Дерина Тамара Михайловна. Для дезинфекции помещений используются бактерицидные лампы. Общее санитарно – гигиеническое состояние соответствует требованиям СанПиН: питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме. Площадки обеспечены необходимым оборудованием (снаряды для развития основных видов движений). Обеспеченность ДОУ отведенной ему территорией, его оборудование и оснащение, соответствует нормативам. Для защиты детей от солнца на территории каждой групповой площадки установлены беседки. Игровые площадки оборудованы игровыми сооружениями в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками, машинами и др. На территории детского сада разбиты цветники и клумбы, имеется огород. В теплый период года огород и цветники используются для проведения с детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в природе. Оборудована необходимым спортивным материалом для проведения физкультурных занятий, гимнастики в теплый период года, праздников и развлечений, а также для самостоятельной двигательной деятельности детей. Предметно - пространственная среда помещений и групповых комнат обеспечивает достаточный уровень физического, интеллектуального и эмоционально - личностного развития ребёнка. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельных активных и целенаправленных действий детей во всех видах деятельности: игровой, познавательной, двигательной, изобразительной, конструктивной. Ведущим видом деятельности ребёнка - дошкольника является игра. В группах имеется игровое оборудование для сюжетно - ролевых, конструкторских, дидактических и подвижных игр с учётом возраста. В Детском саду №42 есть игры и игрушки различных видов и направленности, изготовленные из современных, экологически чистых материалов, отвечающих принципу развивающего обучения. В ДОУ созданы достаточные условия для физического развития детей. В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и индивидуальной работы. Есть приспособления для закаливания, самомассажа, профилактики нарушения осанки и плоскостопия. Для организации и проведения физкультурных занятий, досугов, спортивных праздников имеется оснащение: гимнастические стенки, скамейки, канаты и кольца для подтягивания, оборудование для подлезания, передвижная лестница. В достаточном количестве имеется мелкий спортивный инвентарь: мешочки, кегли, кубики, ленты, мячи (3-х размеров), набивные мячи, массажные мячи, мячи для футбола и т.д. 16 Прогулочные участки оснащены оборудованием для развития основных видов движения и игр детей, постоянно пополняются новыми малыми формами. Имеется поля для игры в футбол и баскетбол. Музыкальный зал оборудован для музыкально - эстетического развития детей. В распоряжении музыкального руководителя электронное фортепиано, музыкальный центр, проекционный экран, проектор, наборы детских музыкальных инструментов, достаточное количество видео - и аудиодисков, ноутбук. В группах выделены музыкальные уголки, где сосредоточены музыкальные игрушки, музыкально - дидактические игры, магнитофоны. Музыка используется в различных режимных моментах: на занятиях, во время сна и пробуждения, в свободной деятельности детей. С целью приобщения детей к театрально - игровой деятельности в ДОУ оборудована костюмерная, в которой имеется достаточное количество костюмов и декораций, ежегодно с 2007г. проводится Фестиваль семейного творчества. В группах детского сада созданы условия для развития конструктивной деятельности. Имеется мелкий и крупный строительный материал; разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые, с различными способами соединения), природный и бросовый материал. В старших группах оборудованы центры, в содержание которых входят различные материалы и приборы для детского экспериментирования, карты, глобусы, лупы, детские энциклопедии. Для ознакомления с окружающим миром подобран необходимый материал, знакомящий детей с историей, культурой, трудом, бытом, с техническими достижениями человека. В группах оформлены уголки патриотического воспитания, где представлены фотографии города Верхняя Салда, герб города, области. Имеется государственная символика и геральдика России. Для детей подобраны альбомы, книги, иллюстрации, способствующие формированию духовных начал личности ребёнка. В дошкольном учреждении 4 компьютера, подключенных к локальной сети интернет, интерактивная доска, 3 мультимедийных проектора, 3 экрана, телевизоры, музыкальные центры, которые активно используются педагогами в работе с детьми. Созданная образовательная среда обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Проблемы программно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности ДОУ: 17 - недостаточно дополнительных методических и наглядно-дидактических материалов; - недостаточность интерактивных комплексов в воспитательнообразовательном процессе в группах; - недостаточно игрового оборудования для организации игровой деятельности детей в некоторых группах детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Социальное партнерство Социальное партнерство является неотъемлемой частью образовательного процесса ДОУ. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей воспитанников и населением города, участие в разработке и реализации социальных и культурных проектов, а так же налаживание межведомственных связей с учреждениями образования, культуры, здравоохранения. Анализ состояния этой работы выявил ее бессистемность и низкую эффективность. На основании полученных данных разрабатывается план повышения педагогической и валеологической культуры разных категорий родителей, предполагающий проведение различных информационно-просветительских и досуговых мероприятий как дифференцированно, так и в индивидуальном порядке. У ДОУ налажены связи с учреждениями образования (МОУ СОШ №6), здравоохранения (детская поликлиника - на договорной основе). Социальный блок деятельности учреждения предполагает также и участие детского сада в разработке и реализации социальных и культурных проектов разного уровня. Проблемное поле: - Удалённость ДОУ от некоторых учреждений культуры. Таким образом, разработка Программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве, социальноэкономической жизни страны и целевых ориентиров и связано с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов и требования ФГОС ДО. 18 РАЗДЕЛ 4. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО САДА №42 Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии. Программа составлена на основе анализа имеющихся условий, ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений и требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является определение перспективных направлений развития ДОУ в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами социально-экономического развития Верхнесалдинского городского округа; а также повышение качества образования через внедрение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в контексте с требованиями ФГОС ДО. Инновационный характер Программы развития Детского сада № 42 реализуется через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно– ориентированной модели организации педагогического процесса в условиях требований ФГОС ДО, позволяющей ребёнку успешно адаптироваться и реализовать себя в социуме, развивать его социальные компетенции в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности Детского сада №42, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка. Ценность качества образовательной деятельности для Детского сада № 43 напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям). С другой стороны - профессиональное создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе, и в системе дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 19 Исходя из всего вышесказанного, основными задачами Программы развития деятельности Детского сада № 42 являются: Разработать концепцию образовательного пространства ДОУ в режиме развития. Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных. Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность. Обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования. Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов. Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в эмоционально-волевом развитии. Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети дополнительного образования. Развитие системы управления ДОУ на основе включения родителей в управленческий процесс. Разработать механизмы оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития. В основу планируемых изменений в педагогической системе положены принципы реализации Программы, позволяющие внедрить и результативно использовать гибкие организационные формы преобразований в ДОУ: Гуманизации, что предполагает ориентацию взрослых на личность ребёнка посредством повышения уровня профессиональной компетенции педагогов; обеспечения заинтересованности педагогов в результате своего труда; изменения организации предметно-развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей и требованиям ФГОС ДО; 20 изменения содержания и форм совместной деятельности с детьми, введения интеграции различных видов деятельности. Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей. Дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех систем образовательной деятельности. Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей. Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает как сотрудничество. Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном соответствии с их содержанием; Здоровьесберегающий принцип обеспечивает приоритет укрепления здоровья каждого дошкольника в процессе всех видов деятельности, основанный на целостном представлении о соматическом и психологическом здоровье детей и на устранении стрессогенных факторов, связанных с социальными и климатическими условиями. Участниками реализации Программы развития Детского сада № 42 являются педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур, воспитанники ДОУ. Основными направлениями деятельности ДОУ в рамках Программы развития являются: 1. Совершенствование структуры управления ДОУ. 2. Повышение качества образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. 3. Повышение компетентности педагогов ДОУ. 4. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ДОУ, обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. 5. Совершенствование системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ. 6. Построение системы социального партнерства ДОУ. 21 РАЗДЕЛ 5. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО САДА № 42 1. Для воспитанников и родителей: - каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста в условиях заданных ФГОС ДО; - хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования; - обеспечение индивидуального педагогического и медико–социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ; - каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля в образовательной деятельности ДОУ, возможность выбора платных дополнительных программ развития; - качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе; - система дополнительного образования доступна и качественна. 2. Для педагогов: - каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства; -квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника; - будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий; - поддержка инновационной деятельности. 3. Для ДОУ: - будет налажена система управления качеством образования дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО; - органы государственного и общественного самоуправления учреждением способствуют повышению качества образования детей и расширению внебюджетных средств; - развитие сотрудничества с другими социальными системами; - налажены связи с научно–методическими объединениями; - будут обновляться и развиваться материально–технические и медико– социальные условия пребывания детей в учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Реализация программы позволит сделать процесс развития Детского сада № 42 более социально–ориентированным и адаптированным к условиям, заданным ФГОС ДО. Программа будет реализована в 2019-2023 годы в три этапа: 22 1-й этап (2019 г.) - Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы): разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-й этап (2019-2022 гг.) – Практический этап (работа по преобразованию существующей системы): апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий; постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой; периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой; коррекция мероприятий. 3-й этап (2023 г.) Итоговый (аналитически-информационный этап): мониторинг эффективности реализации программы; аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении; реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; Элементы риска развития программы Детского сада № 42 При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски: недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников, недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей затрудняет получение детьми с хроническими заболеваниями качественного дошкольного образования, организация дополнительного образования на платной основе может затруднить его доступность. Управление и корректировка программы осуществляется педагогическим Советом Детского сада № 42. Управление реализацией Программы осуществляется заведующий Детского сада № 42. 23 РАЗДЕЛ 6. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО САДА № 42 № 1. Содержательные характеристики Мероприятия Период реализации, годы 1. Совершенствование структуры управления ДОУ Нормативно-правовое Корректировка имеющейся 2019-2020 обеспечение базы нормативнокорректировка в правового обеспечения в соответствии с ФГОС; соответствии с ФГОС; Разработка новых необходимых локальных актов; 2. Анализ эффективности и корректировка основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с изменениями системы образования, запросов семей воспитанников, общества. По мере необходимости Оценка готовности ДОУ к работе в соответствии с ФГОС ДО Разработка системы контроля качества оказываемых образовательных услуг 2019 г. Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования (на основе ФГОС ДО) 2019-2020гг. Внесение изменений основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с изменениями системы образования, запросов семей воспитанников, общества. 2019 г. По мере необходимости 24 3. 4. Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении вопросов управления Обеспечение открытости участия органов самоуправления в управлении ДОУ через официальный сайт Постоянно Выявление образовательных потребностей и интересов родителей и их учет при решении вопросов управления 2019-2020гг. Постоянно по мере необходимости Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением через работу Совета ДОУ, Родительского комитета. 2. Повышение качества образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Организационное, научно- Проведение системы 2019-2020гг. методическое, методических консультационное и мероприятий по вопросам экспертное реализации ФГОС ДО и сопровождение основной разработки нового общеобразовательной содержания образования в программы учреждения соответствии с основными направлениями Разработка системы 2019-2020г. модернизации планирования российского образования (ежедневного, перспективного, в соответствии с реализуемыми общеобразовательными программами и проектами) Разработка и реализация проектов и программ, соответствующих инновационному направлению развития ДОУ. 2019-2022гг. 25 5. 6. Обеспечение индивидуального подхода к детям с особыми образовательными потребностями Внедрение системы инновационных образовательных технологий Создание мониторинга оценки качества образования в ДОУ. 2019-2022гг. Внедрение модели интеграции специалистов в работе с детьми с речевыми нарушениями и трудностями в эмоционально-волевом развитии Разработка индивидуальных образовательных маршрутов 2020-2022гг. Разработка системы мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность 2019-2020гг. Проведение семинаров, практикумов, мастерклассов, открытых мероприятий с трансляцией опыта по применению инновационных технологий 7. Предоставление дополнительных образовательных услуг с учетом запросов родителей 2020-2021г. 2022-2023гг. Разработка и проведение анкетирования родителей по выявлению запросов в области предоставления ДОУ дополнительных образовательных услуг 2019-2020г. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг по разным направлениям 2019-2020гг. 26 8. Создание системы консультирования и сопровождения родителей Создание системы оценки качества предоставления дополнительных образовательных услуг Создание условий взаимодействия ДОУ и семьи, разработка циклограммы мероприятий по консультированию семей воспитанников Разработка методических материалов и выбор форм взаимодействий с родителями воспитанников 9. 2020 г. 2019-2020гг. 2019-2021гг. 3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ Создание условий для Изучение качества 2019-2020 повышения уровня профессиональной профессиональной деятельности и компетентности педагогов определение личных потребностей сотрудников в обучении 2019-2020 Составление индивидуальных перспективных планов повышения квалификации педагогов Обучение педагогов на курсах повышения квалификации Активизация работы с молодыми педагогами через организацию наставничества Подготовка и сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников 2019-2023 По мере необходимости По мере необходимости 27 10. Повышение компетентности педагогов в вопросах ведения документации в соответствии с ФГОС ДО 11. Вовлечение педагогов в инновационную деятельность Организация обучения педагогов применению тематического планирования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО 2019-2020 Организация обучения педагогов написанию рабочих программ в соответствии с ФГОС ДО и основной общеобразовательной программой детского сада 2019 г. Организация обучения педагогов составлению индивидуальных маршрутов сопровождения развития воспитанников с особыми образовательными потребностями Стимулирование самообразования педагогов в области ФГОС ДО 2019 г. 2019-2023 г. Участие членов педагогического коллектива и подготовка воспитанников к участию в конкурсах разного уровня; муниципальном, региональном, федеральном 2019-2023 г. Организация методического сопровождения педагогов для обеспечения соответствия требованиям Профессионального стандарта педагога в ДОУ 2019-2020г. 28 Введение системы транслирования педагогического опыта воспитателей через проведение открытых просмотров занятий, мастер-классов и других инновационных форм и методов работы с детьми и родителями Обобщение опыта и публикации в СМИ и печатных изданиях 12. Повышение ИКТПодключение к сети компетентности педагогов Интернет в кабинете педагога-психолога 2019-2020 г. 2019-2023 г. 2019-2020 г. Создание электронных документов в образовании (планирование, диагностики, отчеты, организация детской деятельности, рабочие листы, «портфолио» детей и педагогов т.д.) 2019-2022 г. Повышение квалификации педагогов на внешних курсах 2019-2022 г. Повышение компьютерной грамотности педагогов через обучающие семинары- практикумы « Использование ИКтехнологий в работе с детьми 2019-2023 гг. Создание электронных «портфолио» педагогов 2019-2022 гг. Открытие на сайте ДОУ профессиональных блогов 2019-2022 гг. 29 специалистов 4. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ДОУ. Предметноразвивающая среда ДОУ 13. Обеспечение Приобретение игрушек и По мере образовательного методического поступления процесса обеспечения в финансирования дополнительными соответствии с ФГОС ДО программнои основной методическими общеобразовательной материалами и наглядноПрограммой ДОУ дидактическими Приобретение пособиями, игровым и По мере интерактивной доски в техническим поступления групповые помещения оборудованием финансирования 14. Развитие предметнопространственной среды ДОУ Постоянное отслеживание состояния пространственной предметно- разевающей среды в соответствии с ФГОС ДО , ее модернизация и развитие 2019-2023 гг. Проведение ежегодных смотр- конкурсов по развитию предметнопространственной среды всех групп с участием родителей 5. Здоровьесбережение в ДОУ 15. Совершенствование Составление программы системы мероприятий по здоровьесберегающей здоровьесбережению деятельности учреждения с учетом индивидуальных Привлечение социальных партнеров к мероприятиям особенностей по здоровьесбережению дошкольников (МОУ СОШ №6, ЦДТ и т.д.) 2019-2023 гг. Создание системы эффективного контроля за внедрением в работу ДОУ здоровьесберегающих 2019-2023 гг. 2019-2023 гг. 2019-2023 гг. 30 16. Совершенствование системы работы с семьей по здоровьесбережению технологий Система информирования родителей в группах по вопросам здоровьесбережения Постоянно Внедрение активных форм работы с семьей (мастер - классы, круглые столы, семинарыпрактикумы, консультации) Развитие разнообразных, эмоционально насыщенных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада (конкурсы, соревнования, проекты и др. формы работы) 17. Развитие предметнопространственной среды ДОУ в рамках здоровьесбережения Ведение странички здоровья на сайте ДОУ Оснащение физкультурной По мере площадки на улице поступления современным покрытием финансирования Пополнение предметноПо мере пространственной среды поступления ДОУ спортивным финансирования инвентарем и оборудованием 6. Социальное партнерство Детского сада № 42 18. Расширение спектра Заключение договоров с 2019-2020гг. взаимодействия ДОУ с библиотекой, Центром социокультурными детского творчества, учреждениями школой искусств, микрорайона для включение совместных формирования социально- мероприятий в план адаптированной, работы ДОУ успешной личности 19. Обеспечить Создание информационно2019-2020гг. 31 функционирование ДОУ как открытой системы коммуникативной среды посредством использования сайта ДОУ, трансляции опыта работы ДОУ в СМИ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Мы предполагаем, что в результате реализации Программы развития Детского сада № 42 должны произойти существенные изменения в следующих направлениях: 1. Обеспечение качества образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 2. Создание гибкой управленческой системы с активным участием родительской общественности. 3. Рост личностных достижений всех участников образовательного процесса. 4. Развитие педагогического потенциала. 5. Улучшение материально-технического обеспечения и предметнопространственной среды ДОУ для реализации программы дошкольного образования 6. Доступность системы дополнительного образования. 7. Расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными учреждениями микрорайона и города Реализация приоритетных направлений Программы позволит создать: инновационный потенциал и климат в педагогическом коллективе, включенность педагогов в экспериментальную и поисковую деятельность; качественно, эффективно и продуктивно реализовать образовательную программу и улучшить систему физкультурно-оздоровительной работы в Детском саду № 42 с учетом личных потребностей детей, родителей, педагогов; совершенствовать систему педагогического мониторинга; создать продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообщества; обновить содержание и технологии дошкольного образования; построить динамичную, безопасную развивающую среду. 32 Ожидаемые социальные эффекты Программы развития Детского сада №42: • Повышение качества образовательного процесса. Преодоление дефицита учебно-методических материалов и повышение уровня компетентности педагогов. Улучшение качества реализации образовательной деятельности и распространение опыта работы. Повышение уровня компетенции педагогов. Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в конкурсном движении. Уменьшение процента текучести кадров в коллективе. Распространение педагогического опыта. Участие ДОУ в проектах района, города, страны. Привлечение общественных организаций как партнеров детского сада к совместному решению проблем образования детей дошкольного возраста Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка и получение обратной связи. Обучение родителей взаимодействию с ребенком в домашних условиях. Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье. Возрождение традиционного семейного воспитания здорового ребенка, укрепление внутрисемейных отношений, оздоровление семьи, ведение здорового образа жизни, доступная медицинская, психологическая и педагогическая помощь по проблемам молодой семьи. 33 РАЗДЕЛ 7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ Организационные Организация временных творческих групп для реализации Программы развития. Внесение изменений и дополнений в ООП. Обсуждение Программы с родительской общественностью. Кадровые Расширение деятельности по распространению ППО в системе образования района и города. Обеспечение высокого уровня личностного и творческого потенциала всех сотрудников детского сада. Расширение вариативной системы непрерывного повышения квалификации кадров. Поиск новых форм стимулирования успешной профессиональной деятельности и творческой инициативы, прогнозирование положительных результатов. Материально-технические Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, безопасной и здоровьесберегающей среды помещений и участков. Дидактическое оснащение программы и программ; пополнение спортивного оборудования и технического оснащения. Разработка адресных программ по оснащению и ремонту групп и кабинетов. Оформление помещений с учетом инновационных технологий дизайна и современных санитарно-гигиенических, безопасных и психологопедагогических требований. Социально-культурные Расширение сотрудничества с социальными партнерами. Формирование «открытого образовательного пространства Детского сада № 42 – развитие социальных образовательных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации образовательных проектов, реального влияния на процессы развития Детского сада № 42 в целом. Обновление форм сотрудничества с родителями воспитанников. Нормативно - правовые и финансовые Формирование пакета локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения по выполнению Программы Финансовое обеспечение при реализации Программы требуется на: 34 расходы на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио и видеоматериалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет; расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности; иные расходы, связанные с реализацией Программы. Научно-методические Учет современных ориентиров дошкольного образования и передового педагогического опыта Детского сада № 42. Обеспечение научно-методического и информационного сопровождения реализуемых программ. Разработка мониторинга качества образовательного процесса 35 РАЗДЕЛ 8.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ Контроль по внедрению Программы организуется и проводится в определенной последовательности с использованием алгоритма контроля, предложенной М.В. Корепановой: Цель контроля - объект контроля- разработка плана контроля - сбор информации - первичный анализ изученного – выработка рекомендаций проверка исполнения рекомендаций. Изучение конечных результатов реализации Программы включает в себя несколько этапов: Сбор информации с помощью воспитателей, родителей, воспитанников (в виде анкетирования, тестирования - взрослые, в процессе наблюдений - воспитанники). Изучение документации. Обработка полученной информации. Обсуждение педагогическом совете, Совете ДОУ полученных данных, их анализ и интеграция. Утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педагогического процесса; Совете ДОУ - способов взаимодействия ДОУ и семьи. Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта. Разработка рекомендаций. По каждому направлению Программы развития оценка результатов будет осуществляться с учетом специфики направления. Механизм оценки отдельного направления будет разработан в ходе реализации Программы. 36 Финансовый план реализации Программы развития Детский сад №42 Направление финансировани я Предмет финансирования Сумма финансирования 2019 Введение ФГОС ДО Необходимость изменения материально-технических условий согласно ФГОС ДО - преобразование предметнопространственной среды во всех возрастных группах. Пособия Компьютерная техника и интерактивное оборудование Игровое оборудование Игровые модули Безопасность и охрана труда Физкультурнооздоровительное оборудование Установка системы охранной сигнализации в д/с 2020 2021 2022 Источники финансирования Бюджет/внебюджет 2023 2019 2020 2021 2022 2023 90 000 20 000 60 000 20 000. 50 000 20 000 50 000. 20 000 50 000 внебюджет внебюджет внебюджет внебюджет внебюджет бюджет бюджет бюджет бюджет бюджет 20000 30 000 30 000 30 000 30 000 40 000 45 000 30 000 30 000 30 000 - 30 000 30 000 30 000 30 000 внебюдж бюджет ет бюджет/ бюджет внебюджет бюджет - - - 100 000 - бюджет - бюджет бюджет бюджет бюджет/ внебюджет бюджет/ внебюджет бюджет/ внебюджет бюджет/ внебюджет бюджет/ внебюджет бюджет/ внебюджет - - - 1 Замена калитки с электромагнитным замком и видеодомофоном - ремонт ограждения д/с Обучение по ОТ Персонал детского сада Применение здоровьесберегаю щих технологий Территория детского сада – территория красоты Развитие материальнотехнической базы Обучение по ПБ Обучение педагогов на курсах повышения квалификации по ФГОС ДО Физкультурно-оздоровительное оборудование ( замена покрытия полов из линолеума) Косметический ремонт в физ.зале Приобретение и установка малых форм на групповых площадках Благоустройство территории Обновление технологического оборудования Мебель детская Строительно-ремонтные работы (ремонт лестничного марша, укладка плитки в коридорах 1 этажа) 67800 - - - - - 1 000 000 6000 - - - - - - 6000 - 22400 23 000 23 000 23 000 999000 - 3 000 - - 35 000 40 000 5000 - - 23 000 бюджет бюджет - - - бюджет бюджет - - - - - - бюджет - - бюджет - бюджет бюджет бюджет бюджет бюджет - - - - - - - - - - внебюджет - - - бюджет/ бюджет/ внебюджет внебюджет - - - - - - - внебюджет - - - - 40 000 40 000 40 000 40 000 - 70 000 90000 70 000 - 70 000 - 70 000 - 70 000 - - - бюджет бюджет бюджет бюджет внебюджет внебюджет внебюджет внебюджет внебюджет бюджет - 2 Замена оконных блоков Замена покрытия полов из линолеума 300 000 998000 100 000 - - - бюджет бюджет - - - - - бюджет - - - - 3