17.02.2020
Пальцы помогают говорить
(рекомендации родителям об их участии в речевом развитии детей)
До 70% детей, поступающих в 1 класс, имеют проблемы речевого развития. Подготовка детей к обучению в школе- важный этап, в котором участвуют не только образовательное учреждение, но и родители, помогающие ребенку закрепить полученные в детском саду навыки (элементы артикуляционной гимнастики, пальчиковые упражнения и т.д.). Но сейчас речь пойдёт не о дефектах звукопроизношения, а о речевом развитии ребёнка в целом. Кроме специфических артикуляционных упражнений для развития речевого аппарата, важное значение имеет и развитие мелкой моторики рук.
Учёными доказано, что общее развитие ребёнка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания могут привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для развития навыков ручной умелости.
Но важно помнить, что в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему!
Умение выполнять мелкие движения развивается в старшем дошкольном возрасте, к 5-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Развитие мелкой моторики, координации движений руки решают сразу 2 задачи: во-1, косвенным образом влияют на интеллектуальное развитие ребёнка, а во-2, готовят к овладению навыком письма. Важно, чтобы работа по развитию движений рук проводилась регулярно- тогда будет достигнут эффект. Занятия также должны приносить ребёнку радость и не вызывать скуки и переутомления.
Что же можно предложить для занятий в домашних условиях, чтобы помочь ребёнку развить ручную умелость?
Вот несколько занимательных игр и упражнений (можно начинать с 3 лет).
1. Игры с пипеткой. Приготовьте пластмассовый поднос, пузырек с водой, подкрашенный свекольным соком, блюдце, пипетку, салфетку для вытирания воды.
Покажите ребенку, как набирать в пипетку воду. Сжимая колпачок пипетки, покажите, как в блюдце выливается из неё вода. Следите за тем, чтобы ребёнок сжимал пипетку 3-мя пальцами. Когда операция будет освоена, игру можно усложнить, предлагая ребёнку капать воду по 1капельке или рисовать каплями простые рисунки (дорожку, солнышко и т.д.). Таким образом при сжатии и разжимании пипетки у ребенка тренируются пальцы, которые позже будут сжимать ручку при написании.
2. Рисуем пальцами. У детей помладше интерес к рисованию можно привить рисованием пальцами по рассыпанной на ровной поверхности крупе (манной, гречневой, пшённой) или на цветном песке. Рисунок можно легко стереть, проведя ладонью или встряхнув поднос с крупой или песком.
Упражнение помогает развитию контроля ребёнка над своими движениями, даёт приятные тактильные ощущения. Детям постарше можно усложнить задание, предложив нарисовать 2-мя руками одновременно какой-либо рисунок: прямую или волнистую дорожки, кружочки, солнышки и т.д.
Еще большее усложнение- рисовать в одну строну 2-мя руками, затем в разные стороны.
Это нейропсихологическое упражнение способствует гармоничному и согласованному действию обоих полушарий головного мозга, развитию в них нейронных связей, что особенно важно для полноценного интеллектуального и речевого развития- ведь правое полушарие отвечает за речь, а левое- за эмоции. Речь без эмоций и без понимания её смысловой окраски теряет всякий смысл, а также такие важные её предназначения, как коммуникация и восприятие. Например, люди с поврежденным левым полушарием головного мозга, просматривая фильм, не смогут определить его жанр- комедия это, триллер или драма.
3. Волшебный мешочек. В непрозрачный мешочек вкладывается несколько знакомых ребёнку предметов. Это могут быть знакомые мелкие игрушки, например, из Киндер-сюрприза. Нужно на ощупь определить, что попалось в руки. Сначала ребенок ощупывает 2-мя руками, при усложнении- определяет одной рукой, поочерёдно правой, затем левой. Ощупывает, называет, достаёт и проверяет.
Усложнение: ребенку постарше (6-7 лет) можно положить в мешочек несколько разного размера и цвета пуговицы, предварительно рассмотрев их и акцентировав внимание на том, что большая круглая пуговица- красного цвета, круглая маленькая- чёрного, вытянутой формы- синего и т.д. Ощупывая попавшую в пальцы пуговицу, ребенок припоминает, какого цвета она была.
В этой игре развивается воображение, тренируется память, совершенствуются тактильные ощущения.
Самомассаж рук с речевым сопровождением. Самомассажу необходимо ребенка научить. Самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон. Также он улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, способствует развитию внимания, произвольному переключению движений- торможению ненужных и активизации необходимых. Также детей старшего дошкольного возраста самомассаж рук учит направлять внимание не только на техническую сторону письма, сколько (что особенно важно!!!) на контроль выполненной работы. Рекомендуется проводить 2-3 раза в день.
· «Ручки греем». Растирание кистей рук как при замерзании.
-Очень холодно зимой, мерзнут ручки-ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.
· «Добываем огонь». Энергичное растирание ладоней друг о друга, чтобы стало горячо. Можно растирать между ладонями карандаш.
-Если долго покрутить- можем мы огонь добыть.
Сильно палочку покрутим- и огонь себе добудем.
· «Колобок». Имитируем скатывание колобков, по 4 раза вправо и влево.
-Мы постряпаем ватрушки, будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем, будем маме помогать.
· «Братцы» (растирание пальцев). Обеими руками одновременно растираем о большой палец остальные пальцы по очереди, каждый пальчик по 2 раза.
-Ну-ка, братцы, кто сильнее? Кто из вас поздоровее?
Все вы, братцы, молодцы, просто чудо-удальцы.
· «Браслеты». Одной рукой изображаем «браслет» ( все пальцы плотно прилегают к запястью), круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо, по 2 раза на каждой руке.
-Мы браслеты надеваем, крутим, крутим, продвигаем.
Влево-вправо, влево-вправо, начинаем всё с начала.
· «Точим ножи». Активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
-Ножик острым должен быть, будем мы его точить.
Чтобы чистил нам морковку и картошку на готовку.
Самомассаж пальцев постепенно можно усложнять, используя предметы.
С грецким орехом: катать 2 ореха между ладонями; прокатывать 1 орех между пальцами; удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами руки; удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Дети учатся пропускать карандаш между одним и 2мя-3мя пальцами; удерживать его в определённом положении в право и левой руке.
Кроме упражнений с пальцами и самомассажа, необходимо расширять арсенал игр и упражнений для развития мелкой моторики:
· Графические упражнения: штриховка, дорисовывание целого рисунка по его части, соединение по точкам, продолжение ряда (например, рисование бус на нитке, чередуя их по форме и цвету).
· Предметная деятельность: бумага, глина, пластилин; для детей старшего дошкольного возраста- пришивание пуговиц.
· Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка.
· Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.
Для детей постарше (5-7 лет), не забывайте о работе с ножницами, учитесь вырезать прямые и закругленные формы, снежинки, рисунки по контуру и т.д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.02.2020
Дата обновления: 17.02.2020
Дата публикации: 17.02.2020