18.09.2019
«Колыбель неврозов»
Из колыбельного возраста ребёнок переходит в достаточно сложный возрастной период, который образно называют «колыбелью неврозов», по той причине, что именно в этом возрасте возникают неврозы.
Возраст от 2 до 4 лет - возраст первого физиологического криза. По данным психологов, ¾ общего развития умственных способностей человека происходит до 7 лет, причём 2/4 падает на возраст до 4 лет.
Такой невроз, как заикание, в 90% случаев возникает у дошкольников. В возрасте до 7 лет велик процент развития и других невротических реакций:
нервные (функциональные) тики;
ночное недержание мочи;
ночные страхи;
нервный кашель;
анорексия.
Немного о причинах формирования неврозов у детей
Неправильное воспитание - чрезмерные строгости, как и чрезмерное потакание всем прихотям, злоупотребление лаской - нередко создают благоприятную почву для развития у детей невротических реакций в более поздние возрастные периоды.
Тяга к самоутверждению, независимости, свойственные детям в возрасте около 3 лет, пробуждает желание самостоятельности - «Я САМ».
У родителей не всегда хватает терпения выдержать медленное и неумелое одевание малыша, «помощь», результатом которой становится разбитая посуда, залитая супом одежда и т.д. Гораздо проще самим умыть, накормить, одеть. Многие так и поступают, несмотря на протесты своего чада.
Но подавление тяги ребёнка к самостоятельности неизбежно приводит к нервности, которая обычно проявляется в форме упрямства и капризности.
Особенно тяжело переносят подавление дети с холерическим и меланхолическим типами темпераментов, т.е. с высокой врождённой нейротичностью. Подавление у таких детей-холериков, особенно в категоричной форме, приводит к взрывам гнева с криками, слезами, иногда с агрессией - дети могут набрасываться на родителей, кричать на них, царапать, кусать.
Дети-меланхолики чаще быстро смиряются с волей взрослых, становятся вялыми, равнодушными, пассивными, безвольными, скованными в движениях.
Возраст от 4 до 7 лет - период относительного затишья. Именно в этом возрасте активная любознательность, шквал вопросов, способность детей всё буквально схватывать на лету, создаёт у родителей иллюзию, что ребёнок крайне талантлив во многих областях, и, чтобы не упустить время, стараются его интенсивно развивать, посещая многочисленные секции и кружки.
Но всегда ли нужно ли раннее обучение «наукам» (например, иностранным языкам)? Конечно, можно к 5 годам научить ребёнка бегло читать и считать, и даже решать математические задачи. Но нужно ли?
Массированное обучение ребёнка в то время, когда у него активно продолжается рост и увеличивается в объёме головной мозг, опасно по той причине, что у растущего мозга ослаблены защитные механизмы и нагрузка знаниями может оказаться непосильной, привести к перенапряжению нервных процессов, вызвать невротическую реакцию.
Также предпосылками к формированию детской нервности, помимо излишних, не по возрасту, нагрузок, самыми тяжёлыми являются органические изменения головного мозга ребёнка, которые проявляются резко выраженной возбудимостью, агрессивностью, расторможенностью, «отсутствием тормозов» наряду с рассеянностью и быстрым истощением внимания. Позиция некоторых взрослых заключается в обвинении ребёнка и его родителей в избалованности, упрямстве, «вредности», без понимания того, что прямой вины нет как у родителей, так и у самого ребёнка. Чаще всего причинами органических изменений головного мозга ребёнка, ведущего в последствии к формированию нейротичного поведения, являются многочисленные факторы:
токсикоз во время беременности (особенно в 1 триместре),
интоксикация,
воздействие вредных внешних факторов- курение ( в том числе пассивное),
алкогольное воздействие,
радиация,
неправильное питание матери во время беременности,
инфекционные заболевания,
травмы и т.д.
Отдельно нужно сказать и о родовых травмах, как о наиболее травматичном воздействии на психику ребёнка. Длительное нахождение плода внутриутробно без околоплодных вод приводит к кислородному голоданию мозга, так же, как и тяжёлый процесс родов, сопровождающийся нередко асфиксией ребёнка, обвитие шеи пуповиной, неправильное принятие ребёнка при рождении, приводящее к защемлению нервов и сосудов в шейном отделе позвоночника - всё это причины для формирования предрасположенности к детской нервности. Невротические реакции, неврозы и психосоматические заболевания-виды нервных нарушений.
Дети с нарушениями работы нервной системы часто бывают очень способными, т.к. легко «схватывают» информацию. Трудности приходят позже, когда необходимо прилагать усилия, длительно сохранять внимание, усидчивость.
У разных детей - различные причины и варианты развития невротических реакций, общих для всех методик и схем воспитания дать невозможно. Одна и та же ситуация может привести к совершенно противоположным результатам. Но существуют типичные ошибки взрослых, усугубляющих положение нервных детей: злоупотребление уговорами, разъяснительными беседами, лаской, приказом, поощрениями, приказом, наказаниями, уступчивостью. Каждое из этих качеств замечательно и необходимо, и только в чрезмерном своём проявлении они становятся отрицательными.
Знание причин детских нервных состояний ( органическое поражение головного мозга при внутриутробном развитии и в процессе родов), особенности темперамента, возрастные особенности детей- поможет избежать ошибок, которые приводят к срыву высшей нервной деятельности и поможет распознать первые признаки болезни. Родительская интуиция плюс эти знания - залог того, что «колыбель неврозов» не станет тяжёлым испытанием для семьи.