19.12.2018
25.01.2022
Музыкальное и валеологическое воспитание
Распевки
Представлены подходы к реализации задач валеологического воспитания. Занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания, включая в себя: распевки, направленные на сопровождение оздоровительного самомассажа; валеологические песни, направленные на закрепление знаний детей о строении организма, о правилах ухода за ним, о факторах, положительно и отрицательно влияющих на здоровье; игры, которые способствуют формированию мотивации здорового образа жизни.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества.
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образа жизни. Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Наш детский сад посещают часто болеющие дети. Работая над реализацией программы , уделяю огромное внимание решению задач валеологического воспитания. Учитывая то, что музыка является доминантой в восприятии ребенком окружающего мира, оказывает влияние на эмоциональную сферу, я разработала свои подходы к реализации задач валеологического воспитания, опираясь на современные программы и методики по валеологическому воспитанию (М.Л.Лазарев “Здравствуй!”, Г.К.Зайцев “Расти здоровым” и другие).
Основными принципами работы по данному направлению являются:
– принцип научности;
– принцип реалистичности и доступности;
– принцип занимательности.
Система моей работы включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей педагогической деятельности, является музыка. Таким образом , занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания через организацию разных видов детской музыкальной деятельности.
Распевки, цель которых – подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов, в практике моей работы имеют валеологическую направленность.
Дети, реагируя на знакомую мелодию, непроизвольно следят за своей осанкой. Этот прием можно использовать не один раз в течение занятия: в пении, при выполнении музыкально – ритмических и танцевальных движений, а также при организации других видов детской деятельности.
В практике работы успешно использую распевки, направленные на сопровождение оздоровительного
- самомассажа,
- на профилактику плоскостопия,
- формирование правильной осанки.
Предлагаю вашему вниманию распевки следующего содержания:
Распевки
1. Ушки мы сильней потрем
и здоровье сбережем,
Чтоб не киснуть, не болеть,
а весь день плясать и петь.
2. Разожми ладошки, и потри
сильнее,
Чтобы тело не болело, было
здоровее.
3. Разминаем стопы, ходим по
дорожке,
Косолапим как медведь, и не
забываем петь.
4. Выпрямили спинки, развернули
плечи,
И поется веселей, и дышать
нам легче.
5. Спинки, спинки, ровненькие
спинки
Полюбуйтесь на ребят на
красивых дошколят.
При организации процесса слушания часто провожу развивающий дозированный эмоциональный тренинг. Внимание детей привлекаю не только к выразительности музыкальных образов, характеру произведения, его строению, но и к возникшим ощущениям и их влиянию на состояние организма ( чувство страха, волнения вызывает учащенное сердцебиение, а спокойная музыка восстанавливает дыхание и т.д.). Произведения для слушания выбираются соответственно образовательной программе.
После ознакомления детей с музыкальными произведениями обучаю детей приемам
- гимнастики,
- психогимнастики,
- самомассажа,
следуя общеизвестным оздоровительным системам (А.А.Уманской). Например, после знакомства детей с произведением “Вальс цветов” П.И.Чайковского, я использую такую музыкальную игру-гимнастику для глаз.
Игра-гимнастика для глаз
«Рано солнышко встает»
Рано солнышко встает,
распускается цветок,
Светит солнце с высоты, распускаются
цветы.
Мы теперь цветочки – голубые, синие,
Самые прекрасные, самые красивые.
Раскрываем лепестки – это наши
глазки.
Ты вокруг посмотри, здесь какие
краски?
Вправо – синий, голубой, влево –
желтый, красный.
Ну а ты цветок какой? Самый
распрекрасный!
Поморгай дружок, глазами и зажмурься
посильней.
А теперь открой, ведь правда, стали
краски красивей!
Что мы делали сейчас? Упражнения для
глаз.
Также мы говорим о том, как музыка, ее характер, ритм влияют на настроение, сердцебиение, состояние организма.
Детям очень нравиться выполнять самомассаж, который сопровождается музыкой и словами.
Самомассаж «Растираем мы ладошки»
1. Растираем мы ладошки
Трем, трем, трем,
А потом, конечно, их мы
Разомнем.
Будем поднимать ладошки вверх и вниз,
И, конечно, ждет нас всех
Большой сюрприз.
Припев. Мы ладошки разотрем,
И здоровье сбережем.
Не страшны нам холода,
Коль здоровы мы всегда.
2. Растираем наши ушки,
Трем, трем, трем
А потом покрепче ушки
Мы прижмем.
Будем дергать посильнее
Вверх и вниз,
И, конечно, ждет нас всех
Большой сюрприз
Припев Если ушки мы потрем,
То здоровье сбережем,
Не страшны нам холода,
Коль здоровы мы всегда.
Будьте здоровы!
Успешно использую в своей работе валеологические песни, отличительной чертой которых является их содержание. Оно направлено на закрепление знаний детей о строении организма, о правилах ухода за ним, о факторах положительно и отрицательно влияющих на здоровье. Текст и мелодию многих песен я сочиняю сама, а также выборочно использую материал программы М.Л.Лазарева “Здравствуй!”, адаптируя их к познавательному интересу детей. Дети с удовольствием поют эти песни на занятиях и развлечениях, в детском саду и дома.
“ Гимн здоровья” (Е.Н.Кошелева)
1. Просыпайся рано, не ленись.
Лишь откроешь глазки – улыбнись
Побыстрей постельку убери,
И шагай на месте, 1, 2, 3.
Припев: К нам пришел новый день,
Прогони подальше лень,
Веселись, пляши и пой,
Будь здоровый, – вот такой.
2. Чистит зубы каждый
день с утра,
Умываться любит детвора.
Подружись с холодною водой,
И здоровье будет всегда с тобой.
Игра – любимый вид деятельности дошкольников, на моих занятиях многие игры несут в себе валеологическую направленность. Разработанные на основе музыкальных и подвижных игр, они носят интегрированный характер и способствуют закреплению валеологических представлений, формированию мотивации здорового образа жизни.
Игра “Витамины”
Мы сегодня не Кирюшки, |
дети |
Не Егорки, не Андрюшки, |
идут по кругу |
Не Маринки, не Иринки |
|
Мы сегодня – витаминки. |
|
А,В,С. |
|
Рост все выше, зорче глазки, |
танцуют |
Угадайте без подсказки. |
А |
Ешь его и нет проблемы, |
танцуют |
В норме сердце, мышцы, нервы. |
В |
Не болеть, не простужаться |
танцуют |
И от гриппа защищаться |
С |
Игра “Кот и мыши”
Мы здоровые
мышата 1,2,3
Как мы любим
умываться, посмотри.
Моем мордочку и
уши, вытираем их посуше.
Мы и лапки моем
тоже. Чистота всего дороже.
Лучше мы ушами
слышим, кот крадется тише, тише.
Тише, мыши, не
шуршим – от Мурлыки убежим.
Использование приемов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.
31.01.2022
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Домашний оркестр»
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка, духовной культуры.
Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.
Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты – великолепные спутники в жизни ребенка, его музыкальном развитии. Даже погремушка может быть своего рода музыкальным инструментом. Она придает ритмичность любой подвижной мелодии, если в погремушке присутствуют бубенцы, это превосходно. Бубны, колокольчики, детские барабаны, различные детские свистульки и дудочки. Все это детские музыкальные инструменты
При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир, способствует развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Ребенок с удовольствием стучит палочкой по металлическим пластинам. Придумывая разнообразные мелодии, так же к ним прилагаются маленькие брошюрки с простыми мелодиями. А на каждой пластинке обозначена нота. Также детское пианино, оно бывает различным: и механическим и электронным, все зависит от потребностей ребенка и ваших.
Если ребенок играет на металлофоне, следует показать ему, как нужно держать палочку. Чтобы звучание было более звонким и протяжным: слабо, свободно, не зажимая ее рукой.
Если это дудочка, покажите, как правильно дуть, как держать дудочку, в зависимости от ее вида.
Знакомьте детей и с другими музыкальными инструментами, если есть игрушечные гитары, гармошки, это только плюс в музыкальном развитии ребенка.
Дети с большим желанием занимаются музыкой. Совместные с родителями занятия музыкой являются прекрасной формой общения. Даже если вы никогда не занимались музыкой, вы легко можете создать свой оркестр, используя простой набор инструментов (погремушки, бубны, колокольчики, деревянные ложки).
Оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей.
Музыка исполняется как на любом инструменте, которым вы владеете, если нет, то можно в записи (народный оркестр или симфонический). Дети исполняют ритмический аккомпанемент, подчёркивая характер музыки, ее ритмичность. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, развивают музыкальный слух, музыкальную память, познавательную сферы ребенка, такие как самостоятельность, дисциплинированность, формирует умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики. Даже если ваш ребёнок не станет музыкантом, согласитесь, что совсем неплохо развивать у него музыкальные способности.
Известно, что от того, как воспитывался ребёнок в первые годы жизни, во многом зависит формирование его личности. Поэтому старайтесь каждый день делать интересным и запоминающимся для ребёнка. Вместе с детьми м учитесь слушать музыку, играть на музыкальных инструментах в оркестре, читать стихи, рассказывать сказки!
31.01.2022
Просмотров всего: , сегодня: