21.10.2020
Консультация для родителей.
«Музыка, игра и дети»
В системе дошкольного воспитания большое место занимает музыкальная игра. Она формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, коллективизма, развивает его умственные и творческие способности. Игра приносит ребенку радость и является неотъемлемой частью его деятельности.
В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку. Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, с русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории. Народные игры образцы. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. Элемент состязаний, заключенный в игре, привлекает ребенка, создает определенный эмоциональный настрой. Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке.
Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры. Игры, в которые входят присказки, приговорки, припевки, считалки и, конечно же, сказки.
Сила и значение игр, построенных на фольклорном материале, в воспитании детей велика. Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным явлением в работе.
Музыкальное воспитание и развитие дошкольников осуществляется на занятиях и в повседневной жизни. Музыка, в зависимости от создавшейся ситуации, влияет на детей по-разному. Сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, музыка активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.
Известно, что значение музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно - сосудистой, мышечной, двигательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
В то же время можно говорить о развитие у детей музыкальности, основных ее компонентов эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.
Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствуют характеру движений. Рассмотрим эти положения. Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий – способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания, игровые и общеразвиваюшие упражнения выполняются с достаточным напряжением в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазании, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др.) не следует использовать музыку.
Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение.
Например, четкие взмахи флажками требуют бодрый, энергичной музыки; отрывистые подскоки, притопы – легкие; покачивание цветами или лентами – нежной, напевной. Вместе с тем, один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой, жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию – снижает физическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной и уверенной. На физкультурных праздниках ходьба и музыка несет торжественный приподнятый характер.
Использование музыки на физкультурных занятиях
Утренняя гимнастика способствует укреплению организма и развитию музыкальности.
Музыка используется часто и в различных играх детей. Ребята играют в «музыкальные занятия», в концерт, танцуют, исполняют песни, напевки выученные на занятиях.
С помощью аудиофайлов, моно провести игру на различение видов танцевального жанра польки и вальса. Для этого используется соответствующий музыкальный материал: «Вальс» А. Жилинского, «Детская полька» Глинки, «Вальс» Майкапара и др. Затем детям предлагают действовать в соответствии с характером музыки: весело, легко, задорно исполнить веселую, задорную польку или плавный танец.
Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога.
Примерные игры:
«КТО ТИШЕ».
Сначала добейтесь полной тишины. Начинайте слушать окружающие звуки. Говорите тихо: «Вот тикают часы. Вот пролетела муха. Вот где-то шум машины или поезда. Вот слышно чье-то дыхание и т. д. А потом пусть дети отвернуться и отгадают, что это: «Спички трутся о коробку. Пальцы стучат о ладошки. Шепот или какие-то другие звуки».
Очарованные тишиной, дети постепенно вслушиваются в окружающие звуки. Такие игры влияют на формирование музыкального вкуса ребенка, на эмоциональное развитие.
«УГАДАЙ ПЕСНЮ».
Простучите ребенку ритм хорошо известной песни. Потом попросите его сделать для вас то же самое. Это развивает ритмические способности ребенка.
«ВЕСЕЛЫЕ МУЗЫКАНТЫ».
Дайте детям послушать грамзапись простой мелодии. Предложите подобрать аккомпанемент.
Например: ударяя в барабан, бубен, ложки, хлопая в ладоши.
Важным методом стимулированием детского сочинительства личный пример взрослого. Вы начинаете играть и просите детей продолжить. Привлекайте в игру детей, это им поможет активно заниматься музыкой.