Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для детей с РАС с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, направленная на коррекцию и компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию данной категории детей раннего и дошкольного возраста.
Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее —
ФГОС ДО), утверждённым приказом Министерства образования РФ от 17 октября 2013
г. № 1155 (с изменениями от 08.02.2023 г.), Федеральной адаптированной
образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО), утверждённой приказом
Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г.№ 1022.
Цель реализации Программы: обеспечение
условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа
содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Достижение цели
Программы достигается путем решения
следующих задач:
·
реализация содержания АОП ДО;
·
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с РАС;
·
охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с РАС, в том числе их эмоционального благополучия;
·
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка
с РАС в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса;
·
создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого ребенка с РАС как субъекта
отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями),
другими детьми;
·
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
·
формирование общей культуры личности обучающихся с РАС, развитие
их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
·
формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с РАС;
·
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с РАС;
· обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
В целях обеспечения реализации АООП дошкольного образования детей с РАС может быть использована сетевая форма взаимодействия, включая ресурсы других образовательных и иных организаций.